Что такое рынок?

Определение

Рынок — это место встречи и установления таких экономических отношений, как покупатель-продавец и посредник-производитель, у производителя цель – создать и продать через посредника, у покупателя – приобрести необходимый ему товар. Всё это называется постоянными обменными операциями. На биржевом рынке совершается купля-продажа ценных бумаг и опционов с фьючерсами (это такие финансовые инструменты).

Какие же функции выполняет рынок

Фьючерс (от англ. «futures» — будущее) — это финансовый инструмент, позволяющий приобрести или сбыть товар позже, но по предварительно обговоренной цене когда-то в прошлом.

Опцион — это ценная бумага, договор продавца и покупателя о цене и сроках, с какого момента указанная цена будет актуальна.

Рынок имеет следующие основные экономические функции, одни из них это:

  • Установка связей между производителями и потребителями.
  • Очистка от слабых единиц, мотивация эффективных участников рыночных отношений.
  • Дает стимул развиваться в научном и техническом направлении.
  • Сосредотачивает в себе различных производителей, которые в рамках конкуренции должны следить за качеством своего товара.
  • Снижение затрат за счет улучшения и появления современной техники.
  • Устанавливает баланс между спросом и предложением.
  • Постоянное информирование о качестве товара и производителе, свежие сводки о состоянии экономики.

Спрос – это желание покупателя приобрести товар по данной цене и в данное время.

Пример: Гражданин N хочет купить зубную щетку.

Предложение – это какое-то количество товаров и услуг, которые готовы предложить продавцы или посредники в данное время и по данной цене.

Пример: В магазин J поступила в продажу новая коллекция трикотажных футболок.

Товар – это результат труда, цена которого зависит от количества вложения в его изготовление абстрактных усилий и знаний. Обменивается за труд или деньги.

Услуга – это деятельность, предоставляемая покупателю за определенную плату.

Пример: Уборка в номере.

Очень важно разбираться! Рыночные факторы настраивают производителя на совершенствование и выпуск новой продукции, которой ещё не было на рынке, но такие производители идут на определенный риск. Нужно грамотно оценить и просчитать ситуацию. На качественный и оригинальный товар рынок реагирует быстро и положительно, но бесполезную и испорченную вещь будет очень сложно продать, она не принесет прибыли и не покроет расходов. Рыночная система старается мотивировать и подталкивать производителя в сферу обновленной линейки товаров, мотивирует на открытия.

Рыночные роли делятся на:

Рынок продавца. Главное действующее лицо – это продавец. На таком рынке очень активны люди, которые хотят приобрести товар, спрос потребителя на товар главенствует над предложением.

Рынок покупателя. Более развитый тип рыночных отношений. Ключевая роль отводится покупателю, от которого будет зависеть ценообразование на данную вещь. При таком виде предложения перенасыщены, за спрос идет очень активная конкуренция.

Рынок посредника. Это лица или организации, которые оптово скупают товар и перепродают по собственной цене. Дистрибьюторы должны знать, как доставить и сбыть свой товар.

Деление рынка в зависимости от функций

  • Трудовой рынок. Имеет две роли: работник и работодатель. Работник хочет трудиться и «продавать свой труд», то есть взамен на квалификационную работу получать соответствующее финансовое вознаграждение. Работодатель же имеет финансовые и юридические возможности, чтобы «купить» труд работника для процветания своего бизнеса, ведения производственной или коммерческой деятельности. В результате такого взаимодействия устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости. В случае нехватки предложения для всех потенциальных работников возникает безработица.
  • Финансовый рынок. На таком рынке финансы берут в долг на различный период времени, а затем вкладывают их на временное хранение для увеличения доходности. Предоставляется гарантия на сохранность финансовых средств.
  • Рынок товаров. Это место встречи продавцов, посредников и покупателей для осуществления купли-продажи изделий на деньги.
  • Рынок услуг. Отношения, возникающие на основе приобретения и продажи услуг.

Функции рынка

Функции рынка
Рис.1. Функции рынка
  • Регулирующая. Посредством такой функции определяют, на какой стадии находится экономика: пик, упадок или рост. Капиталы отраслей перетекают из сферы пониженных цен (перепроизводство) в повышенные (недопроизводство). То есть если цена повышена, то на неё возникает конкуренция и расширяется производство, а если цена падает, то наоборот, сокращается, так как покупатель ищет более низкую цену. Такая переменчивость цен помогает определять дальнейшие перспективы развития производства.
  • Санирующая.  Производители, создающие плохой по качеству товар и, соответственно, не удовлетворяют желаний и ожидания покупателей, терпят неудачу и банкротство. А качественный товар поощряется и получает возможность на дальнейшее развитие.
  • Информационная. Актуальная и объективная информация участникам рыночных отношений о подъеме и спаде экономики, о переменах в спросе и предложении, о новых конкурентах на рынке и развитии новых предложений.
  • Распределительная. Отклонение цены от стоимости под воздействием различных факторов. Цены – инструмент перераспределения национального дохода между секторами, регионами фондами и социальными группами.
  • Ценообразующая. Установление цены в зависимости от того, главенствует рынок потребителя, либо рынок производителя.
  • Посредническая. Рынок обеспечивает возможность общего места встречи для потенциальных покупателей и продавцами товаров и услуг, а производитель обычно сбывает свой товар дистрибьютору.
  • Стимулирующая. Повышение рыночных цен и конкуренции подстегивает производителей искать новые способы экономии на производстве, чтобы понизить цену, но не качество товара. Эти поиски – результат научных обновлений и нововведений техники.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Важно разбираться!

  1. Понятия «рынок» и «рыночная экономика» — не одно и то же. Рыночную экономику характеризует личный интерес, выступающий главным двигателем и мотивом рыночной деятельности, также функциями рыночной экономики являются конкуренция, свобода выбора и частная собственность.
  2. В научной литературе могут также выделять создание условий для эффективного труда, интерес к НТП и активизацию экономических процессов.

Подводя итоги, стоит сказать, что роль функций рынка в современном обществе и экономике крайне важна и нужна. Инновационный рынок касается своим влиянием почти всех сфер экономики и умеет сложную структуру. Он решает такие важны вопросы, как «что, кому и как производить», находит самые выгодные и полезные решения, находит баланс между спросом и предложением.