Философия как особая форма мышления и знания возникла на заре человечества и сыграла ключевую роль в становлении и формировании общества.

Как область знания, философия до сих пор не может быть определена в качестве единой точки зрения на проблемы и методы исследования различных направлений: от неотомизма до марксизма и современного постмодеализма. И тем не менее в учебниках по философии практически все страны и народы имеют одинаковую научную литературу и учебники по философии. Все археологические материалы – мифологические, письменные и художественные – трактуются мировыми учеными однозначно. Они утверждают то, что вся известная культура древнего человечества демонстрирует попытки человечества отобразить себя и окружающую природу в определенном единстве, что уже у человечества существует форма рассуждения и мышления, которая была названа лишь в VI веке до н.э. словом – «философия». Все согласны с тем, что в философской мысли есть свои особые принципы осмысления любых проблем.

По своей природе потребность в философском знании – общественная, а не личная, и потому философия как социальный феномен объективна, как любое общечеловеческое теоретико-методологическое знание.

Философия включает в себя учение об общем принципе бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человека (социальная философия и философия истории) и учение о человеке и его бытии во всем мире (философская антропология), проблему творчества, этику, эстетику.

Суть основного вопроса философии

Определение

Основной вопрос философии – это философская и историческая концепция в марксистской философии, которая заключается в том, что главной проблемой философии на протяжении всей ее истории является вопрос об отношении сознания к материалу, мышления к бытию, духа ко всему сущему.

Имеет онтологический и гносеологический аспекты

В этом вопросе речь идет не только о соотношении бытия и сознательного, но и о соотношении человека, природы и мысли — трех систем.

Различные философы по-разному интерпретируют эти системы, их соотношение, место и вовлеченность мышления в движение. Согласно Платону, идея находится внутри вещей; согласно Аристотелю, идеи находятся вне вещей; по мнению Канта — идеи находятся в реальности (в голове человека), а Гегель утверждал, что идеи передвигаются (в природе) и возвращаются в исходное состояние абсолютного идеала.  Это традиционная постановка вопроса в философии. Однако есть разные мнения философов по этому вопросу.

Как трактуют основные вопросы философии разные мыслители

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и   счастливым?
КантЧеловек – это что такое?
Ф. ЭнгельсЧто первично: материя или мысль?
М. ХайдеггерКакой смысл в этом мире, и что он из себя представляет?
Р. РотриКем мы являемся?
А. КамюА стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Проблема основного вопроса философии

В чем заключается первостепенное, определяющее, вытекающее одно из другого – бытие или сознание?

Схема основного вопроса философии

В мировоззренческой проблеме отношения человека и мира, как правило, присутствует проблема соотношения бытия и сознания. И эта проблема может быть сформулирована различными способами – но само ее существование обусловлено наличием человеческого разума и души.

Два основных вопроса философии

Есть две стороны основного вопроса философии, над ним задумываются философы — онтологическая и гносеологическая.

По отношению к первой стороне, которая представляет собой онтологическую сторону, можно определить первичность бытия и сознания. Вторую сторону – гносеологическую – можно определить, как вопрос о познаваемости, то есть вопроса о том, как соотносятся наши идеи и окружающий мир, правильны ли наши представления о мире?

Два основных вопроса философии

Главный вопрос философии – это вопрос о том, как разрешить все философские проблемы. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить и развить те или иные философские течения и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Есть две точки зрения на онтологическую проблематику решения основного вопроса философии, которые разделяют философов на две категории – идеалистов и материалистов. С одной стороны, первые говорили, что природу и материю породил духовный мир; с другой же – что первичен духовный мир или природа.

Стоит отметить, что философы, размышляя на тему первичности, решают не вопрос о том, кто появился первым — материя или сознание, а вопрос об их соотношении — как они между собой соотносятся, чем они между собой связаны. В то же время, идеалисты и материалисты по-разному трактуют онтологическое отношение между миром и субъективным сознанием.

Основные философские направления 1

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир не зависит от нашего сознания, сознания и мышления, он — первичен. Зарождение материализма происходит в Древнем мире (Древняя Индия – даосизм, Древняя Греция – милетский стиль, Древняя Греция – греческая школа). Согласно этой форме материальный мир развивался, одна форма сменялась другой — от натуралистического материализма античной эпохи до механизированной формы Нового времени и диалектической формы во второй половине 20 века. Представители механистического материализма: Ф. Бэкон, Гоббс, Гольбах, Дидро, Декарт и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Но это относится только к природе, но не к обществу, в котором действует принцип морали, а не механические причины.

Основные философские направления 2

Сегодняшняя форма материализма – это диалектическая. Основатели: К. Маркс и Фр. Энгельс. В основе его лежит ориентация на науку и практику, а также мобилизация сил на качественное изменение жизни общества.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Субъективный идеализм

Определение

Внешний мир – это продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря нему.

Для того чтобы понять суть субъективного идеализма необходимо обратиться к работам таких мыслителей как Беркли (1685- 1753), Фихте (1761 — 1814) и других.

Суть субъективного идеализма заключается в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы видим в мире – это только наши ощущения. При этом все воспринятые качества относительны: один и тот-же предмет может быть воспринят как большой, так и маленький. Знаменитый тезис Джорджа Беркли: «существует – значит быть воспринятым» подразумевает, что бытие – это то, чем человек воспринимает через различные человеческие ощущения, а об объективно существующем мире вещей можно только рассуждать.

Объективный идеализм

С точки зрения представителей субъективного идеализма, существует некий высший разум, который создал этот мир вещей и человеческое сознание. Согласно различным философиям это высшее духовное начало именуется по-разному: Духом или Идеей и Брахманом. Этот мир не зависит от нашего сознания, поэтому он и называется объективным идеализмом. Среди представителей этого направления: в Европе — Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны — в Индии. Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая теория, именуемая как «дуализм» — дуалистические учения. Дуализм – это учение Декарта (1596–1650), который считал, что мир и сознание не зависят ни от кого.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.). Философы этого направления полагали, что Бог сотворил мир вещей и человека, но они были убеждены, что Бог не участвовал в развитии созданного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

Для того чтобы понять возможности человеческого мышления по отношению к миру существует множество точек зрения и мнений, которые могут быть разными. Большая часть людей, в том числе и философских деятелей, считают, что мир познаваем. Это гносеологический оптимизм или гностицизм.

Агностицизм

А также есть категория философов, которые утверждают об ограничении человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. При таком варианте имеется слово, которое употребляется для обозначения данной позиции – «диагностицизм».

Но, к сожалению, это не так. Агностицизм как решение основного вопроса философской мысли. В античности агностицизм был распространен в форме скептицизма. Скептики рассуждали о природе вещей, отношении человека к ним и последствия этого отношения. Однако философы говорили о том, что природа вещей нам не известна, а относиться к вещам следует с недоверием, избегая категорических суждений. Такое поведение принесет вам безмятежность и счастье (отсутствие страданий) Представители скептического направления в эпоху Возрождения: М. Монтень и П. Бейль.

Представители агностицизма Нового времени: И. Кант и Юм. В некоторых современных направлениях философии можно обнаружить элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма полагают, что мир не познаваем, поэтому они предлагают оценивать его положительно, как «познание утяжеляется». На сегодняшний день основной проблемой философии является ее отсутствие, которая не дает покоя ни философам, ни ученым. В настоящее время философы говорят о том, что главный вопрос философии может измениться, и главной задачей станет вопрос о существовании человека, его идентичности, поиска смысла жизни и счастья.