Научные знания составляют сложную, постоянно развивающуюся систему, где по мере эволюции появляются все новые уровни организации. Они оказывают необратимое воздействие на сложившиеся ранее уровни знания и преобразовывают их. В данном процессе постоянно появляются новые приемы и методы теоретического исследования. Меняется сама стратегия исследования. Чтобы выяснить и обосновать закономерности изучаемого процесса, необходимо предварительно рассмотреть и составить структуру научных знаний.

Уровень познания можно характеризовать, используя термины двух понятий. А именно:

  • эмпирический уровень;
  • теоретический уровень.

Во многих источниках их еще называют исследованиями.

Характеристика и описание уровней и методов научного познания

Для эмпирического уровня характерно огромное количество разнообразных экспериментов.

Основной перечень:

  • объединение полученных исследований по группам;
  • различные категории наблюдений;
  • классификация и подробное описание исследуемых предметов;
  • моделирование.

Методы эмпирического исследования

  • Наблюдение — данный метод основан на целенаправленном, преднамеренном и постепенном восприятии изучаемого объекта и любого явления. Наблюдение, в свою очередь может подразделяться на:
    • прямое, при помощи основных органов восприятия и чувств;
    • косвенное, используются научные приборы и приспособления.
  • Описание — для данного метода характерно фиксирование, всего исследуемого и изученного в ходе наблюдений. Фиксирование информации происходит при помощи естественного или искусственного языка.
  • Измерение — получение информации в количественной характеристике, по принципу, когда измеряемая величина соотносима к другой величине, которая применяется за основу.
  • Эксперимент — это метод целенаправленного оказания воздействия на исследуемый объект, в заданных условиях и под определенным контролем.

Теоретический уровень имеет немного другие характеристики. В первую очередь, это принцип построения, продвижения в разработку основных научных идей и теорий.

Для данного уровня характерно формирование основных законов и их формулировка. Построение логических следствий из законов, описание обобщения и научного предсказания.

Методы теоретического исследования

Мысленный (воображаемый) эксперимент – исследования, основанные на комплексе образов, которые в материальном смысле реализовать невозможно.

Идеализация – основан на принципе замены предмета или отдельных его свойств и признаков, или знаков.

Формализм – процесс оперирования со знаками, которые сгруппированы в обобщенные, общие модели, математические формулы, уравнения, выражения

Метод аксиомы – построение научной теории, при которой за основание берутся перечень положений, принимаемых в качестве истины, без специального требования и доказательства. Все остальные положения формулируются, при помощи доказательств, основанных на логических размышлениях. +

Метод дедукции – основан, на создании системы взаимосвязанных между собой различных гипотез. Где путем дедуктивного анализа выводятся главные утверждения, которые непосредственно сопоставляются и анализируются с опытными данными.

Математическая гипотеза – метод исследования, основанный на преобразовании определенной математической системы (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Выдвижение гипотезы об уровнях научного познания

Общепринятым считается утверждение в обществе, о главной роли эмпирического познания. Оно обосновывает определенную связь со ступенью познания. Однако назвать эмпирическое познание чувственным не всегда можно.

Рассмотрим пример:

Возьмем прибор и зафиксируем значение на шкале деления значение — 744.

В каких случаях данное значение может характеризоваться как научное?

Это возможно, только при соотношении с такими определениями и понятиями, как:

  • давление;
  • масса тела, вещества;
  • сила тяжести;
  • единицами измерения (миллиметры ртутного столба и другие).

Чтобы выдвинуть и доказать какую-либо гипотезу, сформулировать закон или теорию и сравнить или сопоставить теории друг с другом, нужно использовать простые наглядные примеры. Они должны относится к чувственной ступени эмпирического познания.

Существует две ступени познания (исследования):

  • низшая (характерны чувственные познания);
  • высшая (преобладает рациональная форма).

Основные сходства эмпирического и теоретического уровня познания

Для эмпирического и теоретического уровня исследования применимы определенная связь и сходство.

Без знания теоретической составляющей, невозможно отчетливо понимать, то что приходится наблюдать, исследовать и проводить эксперимент.

Данные эмпирического исследования — это результаты, которые человек (исследователь) воспринимает при проведении опытов, наблюдений и они могут объясняться теоретически.

Как правило, можно видеть одно явление, а толковать его как совершенно другое, но при это связь между ними будет очевидна.

Например:

Существует конкретное, очевидное обоснования того, что, если не замечать электрический ток, который идет по проводнику, но при этом видеть отклонение стрелки на амперметре.

Если результаты различных теорий, проведенных исследований невозможно сопоставить, это следует понимать, как определенная зависимость данных наблюдений от теоретических положений.

Различия уровней познания

Уровни познания исследования могут иметь не только схожесть, но и определенные различия. Различия по трем основным характеристикам.

Различия по предмету. Эмпирический и теоретический уровни могут иметь отличия по предмету. Один и тот же объект можно исследовать по принципу обоих уровней. Но его видение и представление, на обоих уровнях будут значительно различаться.

В общем эмпирическое исследование, занимается изучением явлений и эмпирической зависимости между собой. На данном уровне существенные, глубокие связи не выделяются в простом виде. Они представлены, как связь между конкретными явлениями, которые отображаются в эмпирическом поле познания.

На теоретическом уровне информационные данные исследования, выделяют ярко выраженные связи, которые характеризуют основные черты и тенденции в развитии предмета.

Сущность и основание изучаемого объекта, представляется как взаимосвязь совокупности главных законов, которые сформулированы нами.

Теоретический подход необходим, для разделения совокупности главных законов, а затем для рассмотрения и изучения их каждого по отдельности. Теория оказывает непосредственное влияние, чтобы воссоздать взаимосвязь всех методов и помочь раскрыть их сущность.

Различия по средствам познания. Эмпирическое исследование первоочередно основано на взаимосвязи исследователя и изучаемого объекта. Данное взаимодействие, не является характерным при теоретическом исследовании. Изучение объекта происходит, в какой-то мере непосредственно. Эксперимент чаще всего выражается, как “мысленное воображение” или иными словами моделирование идеального типа.

Различия между двумя уровнями можно наблюдать в понятиях и определениях при изучении, а также в языках.

Термины эмпирического исследования, основаны на особых категориях абстракций. Они не относятся к объектам, которые изучаются и исследуются в реальности. Данные предметы представлены, как нечто идеальное и наделенное фиксированным и ограниченным совокупностью свойств и признаков.

Признаки, упомянуты в значении термина, обозначающие эмпирический объект, и есть основное содержание и значение термина. Реальный объект и будет являться заданным термином.

Эмпирические высказывания, проходят конкретную проверку в следующем смысле.

Например:

Показатель стрелки прибора указывает, а деление шкалы 100. Высказывание будет считаться истинным, при показателях прибора, которые являются таковыми на самом деле.

Теоретические рассуждения и высказывания, иначе говоря предложения, которые используются в теоретических терминах и доводах, не проходят проверку с помощью вышеизложенного способа.

Сравнение теоретических рассуждений и исследований с результатами проведенных наблюдений и экспериментов происходит не раздельно, а совместно — в условиях определенной теории. В простом языке теоретического метода используются определения.

Они содержат идеальные предметы и объекты.

Например:

  • «абсолютно твердое тело»;
  • «идеальная биологическая популяция»;
  • «материальная физическая точка в пространстве»;
  • «идеальное состояние газа»;
  • «идеальный товар» (в экономической теоретической форме, вида товар-деньги — товар).

Эти идеально представленные теоретические объекты обладают не только реальными свойствами, полученными в ходе проведения опытов, а также характерными свойствами, которыми не может обладать ни один другой реальный объект.

Различия по характеру используемых методов. Исследуемый объект должен объективно рассматриваться, при помощи методов эмпирического познания и давать объективную оценку.

Применяемая характеристика должна быть освобождена от иных принципов и теорий. Эти исследовательские методы основаны в первую очередь на воображении, особых навыках мышления, фантазии.

При исследовании и анализе, исследователю предоставляется свобода мысли, но вполне конкретная и ограниченная.

Выполнение любых работ по философии
Реферат по философии Сократа
от 3 часов
от 500 руб.
Реферат по философии
от 3 часов
от 500 руб.