Справочник

Сюжет и фабула: взаимосвязь, значение, различия

Оглавление
Время чтения:  15 минут
802

Сюжет

Определение 1

Сюжет — литературная, театральная и кинодраматургия – ряд событий (повторение сцен, актов), происходящих в творческом произведении (в театре или кино), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определенным правилам показа. Сюжет – это основа формы, которая в нем содержится. Согласно словарю Ожегова, сюжет – это последовательность и связь описания событий в художественном или сценическом произведении.

Понятия фабулы и сюжета тесно переплетены. Современный русский литературный критик (равно как и в практике школьных занятий литературой) словом «сюжет» обычно называют сам процесс развития событий в произведении, а под сюжетом подразумевают основной художественный конфликт, который по ходу этого развития развивается. В истории человечества были и есть другие, отличные от указанного, взгляды по отношению к соотношению фабулы и сюжета.

В словаре Ушакова говорится, что сюжет – это “совокупность действий, событий, которые происходят в художественном произведении”, а фабула – “содержание событий, изображенных в литературном произведении”. Однако сюжету, как и фабуле, приписывается обязательное изложение событий в их хронологической последовательности.
По мнению представителей ОПОЯЗа, предыдущее толкование было принято в 1920-х годах представителями ОПП, которые предложили различать две стороны повествования – само по себе развитие событий в мире книги они назвали «фабулой», а то как эти события изображены автором – «сюжетом».

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. С этим можно согласиться, поскольку значение слов «сюжет» и «фабула» в данном случае меняется местами.
Есть мнение, что понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, и для анализа произведения вполне достаточно пользоваться понятиями «сюжет», «сцена», «композиция сюжета» (как события из схемы сюжета излагаются).

Также сюжет (от фр. souvent) в литературе – цепь событий, изображенных в литературном произведении, г. е., жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг другу положениях и обстоятельствах. Повествование писателей о событиях в мире, составляющих предметный мир произведения и тем самым составляющее «звено» его формы — это также неотъемлемая часть их формы, которая не может быть отделена от нее никакими средствами или способами.

Понимание сюжета как совокупности событий, происходящих в произведении, восходит к отечественной литературе XIX в. (работа А. Н. Веселовского «Поэтическая критика сюжетов»). Однако в конце 1920-х годов В. Б. Шкловский и его последователи из формальной школы радикально изменили привычную терминологию. Б. А. Томский писал о том, что “совокупность событий в их взаимной внутренней связи” можно назвать фабулой (лат.: рассказывание, миф, сказка). Художественно-смысловое расположение событий в произведении называется сюжетом. Но, тем не менее, в современном литературоведении преобладают значения термина «сюжет», восходящие к XIX в.

Сюжеты нередко берут писатели с мифологией или историческим преданием, иногда они перерабатываются, видоизменяются, добавляются. Большинство пьес Шекспира основаны на сюжетах, которые хорошо знакомы средневековой литературе. Традиционные сюжеты (не в последнюю степь античные) широко использовались драматургами-классиками. А вот о большой роли сюжета говорит Гете: “…я бы советовал вам браться за уже написанные сюжеты”.

Как правило, в основу ряда произведений входят события исторические («Борис Годунов», «Бесы», «Двойник», «Живой труп» и многие другие) либо происходившие в близкой писателям реальности многие рассказы Н. С. Лескова, имеющие жизненные прототипичные сюжеты и его собственной жизни.

В большинстве случаев сюжет, как правило, занимает первое место в тексте произведения, определяет собою его построение и целиком сосредотачивает на себе внимание читателя. Иногда случается (особенно характерно это для литературы нашего века), что событийный ряд как бы отступает в подтекст, изображение событий уступает свое место созданию впечатлений, раздумий и переживаний героев о внешнем мире и природе. В этом же рассказе ИЛ. Бунин «Сны Чанга» – это печальная история о спившемся капитане (измена жены и покушение на её жизнь, отчуждение любимой дочери, крушение по его вине, вынужденная отставкой и, наконец, внезапная смерть), которая написана между делом, не имеет ни начала, ни конца.

Сюжеты изучены в литературоведение весьма подробно. Здесь пальма первенства принадлежит В.Я. Проппу. Именно на этом базируется работа ученого в книге «Морфология сказки» (1928), где он опирался на понятия функций действую­щих лиц, под которыми разумел поступок персонажа в его важности для дальнейшего хода событий. По Проппу, в сказках функции персонажей (т.е. их поступки) определенным образом «выстраиваются». Как правило, сюжетные линии связаны с первоначальной «недостачей» – стремлением и намерением героя приобрести нечто (во многих сказках это жених), чем он не обладает. После чего происходит борьба между героем и его антагонистом, в результате которой он (герой) получает искомый: вступает в брак, при этом “воцаряется”. Как и положено, счастливая развязка – необходимый элемент сюжета сказки.

В литературном процессе 1960—1970-х годов трехчленная сюжетная схема, о ней говорил применительно к сказкам Пропп, была рассмотрена как наджанровая — в качестве характеристики сюжета как такового. На эту ветвь науки о литературе часто ссылаются как на нарратологию (лат. narratio— повествование).

При этом универсальная модель сюжета может проявляться по-разному. В новеллах и близких к ним жанрах (также сюда относится и сказка) герои позитивно значимы и успешны. Здесь же можно отметить и то обстоятельство, что в финалах новелл Возрождения (например, у Боккаччо) преобладают люди ловкие и хитрые – те, кто хочет и умеет добиваться своей цель, брать верх, одерживать победу и побеждать других.

По-другому обстоит дело в баснях (и подобных им), где присутствует дидактизм и морализирования. С одной стороны, здесь герой показан в роли борца за справедливость, с другой — он потерпел поражение, и это является своего рода возмездием за все его действия. Исходная ситуация сюжетов новеллистических и басенных произведений одинакова (герой совершил что-то, чтобы ему стало лучше), но результат абсолютно разный, даже противоположный: в одном случае действующее лицо достигает желаемого, в другом — остается у разбитого корыта, как это произошло со старухой из пушкинской новеллы.

Традиционные сюжеты (их можно назвать классическими) имеют в своем составе множество перипетий. Это слово с момента Аристотеля обозначало внезапные и резкие изменения в судьбе персонажей – различные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче либо в обратном направлении. И перипетии были очень важны в героических сказаниях древности и во многих волшебных сказках, а также в позднейших новеллах и романах (романтических и авантюрно-плутоватых), позже — в прозе приключенческой.

При раскрытии противоборства между персонажами (которого обычно сопутствуют всяческие уловки, ухищрения, интриги) перипетии имеют и непосредственно содержательную функцию. В них есть некий философский смысл. Из-за перипетий жизни складывается такая картина: в ней есть место для счастья и несчастья одновременно. А герои, как правило, изображались во власти судьбы, которая постоянно их готовит к новым переменам. “И вот, исполненная всевозможных поворотов и непостоянств изменчивости человеческой судьбы!” — восклицает повествователь в романе древнегреческих прозаиков Гелиодора “Эфиопика”. Эти выражения представляют собой общее место в литературе античности и Воз­рождения. Они повторяются и в самых разных вариациях появляются у Софокла, Боккачио, Шекспира: еще и еще раз поднимается вопрос о «превратностях» или «кознях», о «неустойчивых милостях» судьбы, которая является врагом всех счастливых и единственной надеждой несчастных. Как видно, в сюжетах с обилием перипетий ярко проявляется представление о власти над судьбами людей случайностей.

Литературный герой

Комедии и фарсы, веселые, легкие, предназначенные для развлечения и утешения читателей и зрителей – это сюжетные линии не только авантюрных новелл и романов, но и многих трагедий. Здесь, в шекспировских произведениях, максимально насыщенных поворотами в разворачивании событий, настойчиво звучит мотив случайной задержки героя, который в состоянии предотвратить приближающуюся катастрофу. В склепе они опоздали на несколько минут, и Ромео с Джульетта погибли. Что-то подобное – в последних актах «Отелло» и «Короля Лира», «Короля Лира», «Гамлета». Неизбывность трагизма в романах Ф.М. Достоевского.

По крайней мере, в тех случаях, когда сюжетные перипетии достаточно насыщены, они все-таки не могут полностью вытеснить из сознания читателя тот факт, что он находится в ситуации, которая может быть названа «традиционной». Необхо­димый в этих сценах финальный эпизод, если и не радостный, то во всяком случае успокаивающий, как бы усмиряет хаос событийных хитросплетений, вводя течение событий в нужное русло: над различные рода отклонениями и нарушениями, над буйством страстей. Здесь, в шекспировской трагедии, о которой идет речь, Монтекки и Капулетти, испытывая горе и чувство вины, наконец, мирятся…. Именно таким образом завершаются и другие трагедии Шекспира — в них за катастрофической развязкой следует умиротворяющая концовка-эпилог, восстанавливающий нарушенную гармонию.

Содержания сюжетов с обилием перипетий и умиротворяющей развязкой представляют собой представление о мире как о чем- то устойчивом, надежном, несомненно-твердом, но вместе с этим не окаменевшем, исполненном подвижности (более колебательного, нежели поступательного), как о твердой почве, на которой можно строить дом.

За пределами литературы сюжеты есть и в кинофильмах: пантомимы, немые фильмы. В некоторых случаях сюжетная живопись присутствует (например, в картине «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова или «Явление Христа народу» А.А. Иванова), но у художника не всегда есть возможность напрямую развернуть рассказ о событии во времени.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Фабула

Определение 2

Фабула – это система связанных между собой мотивов, охватывающих все происшествия, связанные в причинно-следственных рядах. В организованном комплексе мотивов, складывающихся в фабулу, большинство имеет динамический характер, но некоторые статичные (описательные) могут быть также для него существенными.

Сущность и виды фабулы

С помощью анализа образов, можно понять динамику жизни:

Фактическую основу произведения, события, о которых он повествует, как продукт предварительного отбора художником явлений реальности или вымысла, что и можно считать фабулой, — повествовательной темой, подлежащую дальнейшей обработке в сюжете.

Сама разработка повествовательной темы связана с разрешением какой-либо проблемы на основе данных событий (то есть сюжет).

Фабула состоит из:

коллизиикульминации
интригиразвязки
перипетиипролога
экспозицииэпилога
завязки

Однако в зависимости от того, как понимается действительность и как она представлена в произведении (мифологический или романтический), тематическое разнообразие фабул может быть мифологического, сказочного, фантастического, реалистического и т. д., а также реализма. Фабула каждого исторического периода, каждого этапа развития художественного творчества, каждое литературное направление создает свои характерные сюжеты, определяющие конкретно-исторические особенности сюжетов.