Понятие дидактики

Современная дидактика, как правило, является «теоретическим стержнем» педагогической науки. Основными вопросами, всегда стоявшими перед педагогами, являются вопросы «чему учить» и «как учить».

В современных условиях, когда в каждом предметном направлении стремительно возрастает объем знания, растет и актуальность вопросов «что» и «как».

Именно дидактика призвана искать выход из этой парадоксальной ситуации.

Определение

Дидактическая наука — учение, теория обучения, характеризуется как наука о методах и способах целенаправленных процессов приобретения или обмена знаниями.

Важный момент в данном определении – указать на необходимость организации особых условий передачи знаний. Эти условия действуют в процессе функционирования системы обучения, элементы которой — семья, детский сад и школы, университеты и прочие институты обучения. Интересно отметить, что сложная и актуальная дидактическая проблематика, с одной стороны, и малая степень теоретической проработки и практичной реализации породила еще один бытовой и даже чем-то интригующий смысл понятия «дидактика».

В повседневной жизни определение дидактики в педагогике, подразумевает стремление людей к знаниям и грубой морализации. Отметим, что сам термин используется в двух родных значениях, как результат образовательного процесса, выражающий формирование системы знаний и умений у учащихся в различных областях предмета, а также, сам образовательный процесс, то есть деятельность по овладению этими знаниями, умениями и навыками. Принципы дидактики, определяют содержание, методологию, формы и методы дидактики.

Правильное применение принципов дидактической теории образования лежит в основе работы учителя при разработке плана урока, что стимулирует творческие способности учащихся, развивает их, а также позволяет добиться высокого результата на уроке. Дидактические правила в совокупности с задачами и методиками воспитания создают базы для профессионального грамотного и квалифицированного выполнения различных формализованных работ, таких как уроки, семинары, лабораторные и практические занятия и так далее. Практическая реализация принципов дидактики при расчете содержания раздела и формы учебной работы помогает определять методы, то есть, иначе говоря, способы, алгоритмы изложения учебных материалов. Развитие современного технического подхода к хранению и обработке данных позволяет реализовать такие методики, как программирование, проблемное обучение, индивидуальное компьютерное обучение, дистанционное обучение и т.д. Наконец, принципы дидактики определяют условия и плюсы использования различных средств обучения, в том числе таких как наглядное визуальное, звукотехническое, компьютерное и так далее.

Развитие системы дидактики

Определение

Термин «дидактика», ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Сочетание понятий «преподавание», «обучение» и «искусство», введенных В. Ратке, получилось удивительно точно и глубоко.

Впервые современник В.Ратке в своем труде «Великая Дидактика» изложил целую систему принципов дидактики, являющихся основой научной педагогической науки. Теория образования в «Великой Дидактике» рассматривала вопросы обучения, организации образовательного процесса, проблемы методов образования. Особой важностью работы было то, что представленные в нем положения гуманистской педагогики противостоят повсеместному и принятому в те времена догматам средневековой схоластической системы образования с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем образования.

Новое, мощное импульсное развитие теории образования связано с именем педагога Швейцарии И. Г. Песталоцци. В начале XX в. он разработал методику элементарного образования, которую, по сути, лучше назвать методикой поэлементных образований. Сущность предлагаемой им идеологии заключалась в том, что можно построить обучение четкое, разделенное на простые элементы, формируемое на всех этапах процесса индукции. Песталоцци считал, что любая система знаний может выделять простые элементы, и их усвоение должно находиться в основе учебной деятельности. Их дальнейшее развитие рассматривалось им как постепенный усложняющий процесс знаний, который и приводит человека к познаниям мира. По сравнению с современными позициями, можно предположить, что И. Г. Песталоцци в действительности предложил алгоритмизацию процесса подготовки.

Сама идея об алгоритмизации в качестве максимально четкого, подробного и последовательного изложения учебных материалов, естественно, является основной идеей современных процессов обучения.

Сейчас выполнение принципов в практической работе учителя является непростой задачей, из-за сложности материала подготовки, из-за ограниченности методического приема подготовки, и не только по сложности самой педагогической профессии.

Считается, что основы современной общеобразовательной теории сформировались в начале ХХ века в трудах российского ученого П.Ф. Каптерева. Его «Дидактический очерк» обобщил теоретические опыты развития школьных учебных заведений России и Запада. В то время Каптер уделял внимание важнейшей проблеме современной дидактики – проблеме выбора содержания обучения. В этом смысле он поднял вопросы о элективной выборочной, факультативной подготовке учащихся от 11 до 14 лет, то есть о многообразии вариантов подготовки на старшей школьной ступени.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Основные цели и задачи современной дидактики

Современная теория обучения ставит перед собой те же вопросы, которые стояли перед педагогической наукой всегда. Вопросы: «Что учить?» и «Как учить?» Современные теории обучения на основе данных психологического мышления, нейропсихологии, интеллектуального интеллекта, а также элементов памяти и обработки информации, то есть процессов формирования систем знания и процессов логичного вывода одного знания из другого неразрывно относятся друг к другу.

Знания и данные для любых предметных областей содержат элементы, единицы, а также правило перехода от одного элемента знаний к другому. Причем важно заметить, что правило перехода, либо, как иначе их называют, правило вывода, принципиально часто изменяется в соответствии со структурой элементов знания. Это означает, что структура основы знаний различных областей естественнонаучного, технического и технического образования, отличается друг друга.

В 20–30-е годы ХХ века активно развивалась прагматическая педагогика, связанная с разработкой разных вариантов методики проектирования, цель которой заключалась в обучение, выполняя ряд постепенно упрощённых практических задач, относящихся к актуальным целям и задачам ребенка.

Теоретические точки зрения метода проектирования основываются на идеологии «обучения с помощью дела» Дьюи, его последователи делали попытки отразить недостатки данного направления, в том числе отсутствие систематизации, планирования, и постепенного углубления, и увеличения объема приобретаемого знания. Однако в определенной степени становление нынешней системы дополнительных образовательных учреждений с ее целью создать творческую среду для занятия детей в сфере их интересов является следствием развития прагматических методов педагогики, в частности метода проектирования. Результаты разработки этих методик во многом применяются и при разработке планов средней профессиональной подготовки, планов производственных практик. На сегодняшний день развитие педагогики имеет благоприятные перспективы из-за быстрого роста смежных наук и технологий. Это, прежде всего, касается области информационно-коммуникационных технологий, которые являются источником технического обслуживания, базой для осуществления идей, методов педагогических теорий и практик.

Благодаря новым информационным технологиям, направления дидактики приобрело новое звучание, которое связано с новыми педагогическими технологиями, включая методы и системы программирования, компьютеризированное индивидуальное обучение, дистанционное обучение, педагогическое сотрудничество.