Определение

Методика обучения – это совокупность приемов, правил и средств, с помощью коих передается опыт от поколения к поколению.

Эффективность учебно-познавательной деятельности студента зависит от умения преподавателя правильно подбирать и использовать в работе методики и приемы обучения.

Учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как он связан с изменением приоритетов и социальных ценностей: развитие науки и техники все больше осознается как средство для достижения такого уровня производства, который в наименьшей степени отвечает удовлетворению постоянно возрастающих потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Однако современные условия в подготовке специалистов требуют коренного изменения стратегий и тактики обучения на факультете, что связано с необходимостью коренного изменения стратегии и тактики подготовки в вузе.

К основным характеристикам выпускника любого образовательного учреждения относятся его компетентность и мобильность. При этом акцент делается на самом процессе изучения учебного материала, который целиком зависит от познавательной активности самого студента.

Однако успешность этого результата зависит не только от того, что усвоено (содержание обучения), но и оттого, как усвоено: индивидуально или коллективно, в авторитаризме или гуманизме, с опорой на внимание, восприятия, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродукции.

Интересно

Самые лучшие способы усвоения студентами знаний – это активные методы обучения.

В чем заключается суть и задачи методик обучения?

Суть активных методов обучения, направленных на развитие умений и навыков заключается в том, чтобы обеспечить выполнение студентами той задачи, в процессе решения которой они самостоятельно овладевают умениями и навыки. Развитие активных методов обучения связано с тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний, но и развития творческих и коммуникационных способностей личности, формирования личностного подхода при решении возникшей проблемы. Так, непосредственно вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано со способами и методами, получившими обобщенное название «активные методы образования». Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует классификацию и группу методов, которые наиболее полно способствуют осуществлению тех дидактических заданий, которые он ставит перед занятием. Одним из самых эффективных способов привлечения студентов к учебной деятельности, является активное обучение.

Существует несколько видов имитационных и неимитационных форм организации обучения с использованием активных методов обучения.

В данной статье мы рассмотрим характеристики неимитационных методов в педагогике: лекции и семинары, коллективную мыслительную деятельность.

Имитационных и неимитационных методы организации обучения

Лекции

Проблемная лекция. Нестандартная лекция начинается с вопросов, которые ставятся перед слушателями и решения проблемной ситуации, которая была поставлена в ходе изложения материала. С точки зрения проблемы, они отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного разрешения, а готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него необходимо размышлять, когда для ответа на не сложный вопрос существует правило, которое нужно знать. Проблемные лекции способствуют творческому усвоению будущим специалистом принципов и закономерностей изучаемой науки; активизируют учебно-познавательный процесс студентов, их самостоятельную аудиторскую и внеаудиторную работу; усвоение знаний и применение их на деле.


Лекция-визуализация. Данный метод лекций был разработан в результате нового использования принципа наглядности, суть данного метода меняется под влиянием данной психологической науки, форм и методов активного обучения. Лекция-визуализация помогает студентам структурировать устную и письменную информацию в виде визуальной формы, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее важных, существенных элементов содержания обучения.


Лекции «вдвоем». Здесь студенты получают информацию о проблемах, которые были рассмотрены на лекциях учебного материала, в процессе живого диалога двух преподавателей между собой. При этом моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретического вопроса с разных позиций двумя учеными, например: теоретиком и практиком-сторонником одной из точек зрения и т.п. Лекция двух ученых заставляет студентов активно включаться в мыслительные процессы. Задача студентов – сравнить два источника информации и сделать выбор, присоединиться к той либо иной из них или выработать свою.

Обучение в ВУЗе

Лекция с заранее спланированными ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана для того, чтобы развить у студентов навыки анализа профессиональных ситуаций, выступать в роли экспертов, оппонента, рецензента, вычленять неверную или неправильную информацию. Подготовка преподавателя к лекции заключается в том, чтобы заложить в его содержание определенное количество ошибок содержательного, метрического или поведенческого характера. При этом список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и рассказывает студентам только в конце лекции. Изучается наиболее часто встречающиеся ошибки в процессе чтения лекции студентами и преподавателями. Учебный процесс построен так, что ошибки в лекциях будут скрыты и их не так просто будет обнаружить студентам. Это требует особой работы преподавателя над содержанием лекции, а также преподавательского мастерства. Основная задача студентов заключается в том, чтобы по окончании лекции отметить в конспекте замеченные ошибки, а также назвать их в конце лекции. На разбор ошибок уходит 10–15 минут. Во время этого разбора даются правильные ответы — преподавателем, студентом или совместно. От специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, степени подготовленности студентов зависит количество запланированных ошибок.


Лекции пресс-конференции. Форма проведения аналогична форме проведения пресс-конференций, но с некоторыми изменениями. Он говорит студентам о теме лекции и просит их написать вопросы по ней, а затем преподаватель задает им письменные вопросы. Студент должен за 2–3 минуты сформулировать наиболее интересные для него вопросы, написать на бумажке и отдать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3–5 мин сортирует вопросы по их смысловом содержанию и начинает читать лекцию. Материал излагается не как ответ на каждый заданный вами вопрос, а в виде связного изложения темы, в процессе которого формулируются соответственные ответы. После завершения лекции преподаватель подводит итоги, оценивая вопросы как отражение знаний и интересов слушателей. 6. Выступление на лекции. Наиболее распространенной и относительно простой формой активного вовлечения студентов в учебную деятельность является лекция-беседа. Данная лекция предполагает непосредственное общение преподавателя со студентами, которые находятся в аудитории. Это преимущество заключается в том, что лекция-беседы дает возможность привлечь внимание студентов к наиболее важным вопросам темы; определять содержание и темп изложения учебного курса с учетом особенностей студентов.


Дискуссия. Здесь преподаватель при изложении лекционного текста не только использует ответы студентов на свои же вопросы, но и организует свободный обмен информацией в промежутках между логическими разделами. Дискуссия – это общение между преподавателем и студентами, свободный обмен мнениями, идеями или взглядами по изучаемому вопросу. Это способствует более активному усвоению учебного материала, активизирует познавательную деятельность аудитории, а также помогает преподавателю управлять коллективом, используя его в целях убеждения, преодоления негативных взглядов и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильных подборах вопросов к диалогу и грамотном их управлении. Выбор тем для обсуждения и выбор вопросов для активизации слушателей и темы дискуссии осуществляется преподавателем в зависимости от конкретных дидакитическихческих задач, которые он ставит перед собой для данной аудитории.


Обсуждение. По форме это похоже на лекцию-дискуссию или даже дискуссию, но на обсуждении преподаватель ставит не вопросы, как в лекции-дискуссии, а конкретную ситуацию. В большинстве случаев такая ситуация может быть представлена в виде устной или в очень короткой видеозаписи, а также в диафильме. Она должна быть максимально краткой, но содержать достаточно информации для оценки характерного явления и обсуждения.

II. В эту группу методов обучения студентов входят: различные виды семинаров и дискуссионных встреч. Этот метод основан на принципе коллективного обсуждения проблем, которые исследуются в системе образования. Цель таких занятий заключается в том, чтобы обеспечить студентам возможность практической реализации теоретических знаний в условиях, моделирующие форму деятельности научных работников.


Междисциплинарный семинар. На занятие выносятся темы, которые необходимо осветить в различных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены преподаватели соответствующих дисциплин, которые имеют соответствующую подготовку и опыт. Задания для подготовки сообщения по теме распределены между студентами. Междисциплинарный семинар дает возможность студентам расширить кругозор, развить навыки комплексного анализа проблем, а также научиться анализировать межпредметные связи. Семинар, на котором обсуждались проблемы с работой в компании. После изучения раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, которые связаны с содержанием данного раздела, темы. Сегодняшние студенты получают задание отбирать и формулировать проблемные вопросы. На семинаре в условиях группы происходит обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет определить степень знания студентами данного раздела учебного курса и сформировать устойчивый интерес к нему.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Семинар по вопросам развития и продвижения сайтов. Этот вид семинара предназначен для того, чтобы обратить внимание студентов на какую-либо актуальную тему или на наиболее важные и существенные ее аспекты. В начале семинара студентам предоставляется задание – выделить основные моменты темы, или же преподаватель может это выполнить сам в том случае, если студенты затрудняются, проследить их связь со сферой общественной или трудовой деятельности. Темы семинаров расширяют кругозор студентов, помогают им ориентироваться в проблемной ситуации, способствуют поиску путей и способов ее решения. Сессия, на которой был проведен этот семинар. Эти семинары посвящены новым аспектам известных тем или способов решения уже поставленных ранее проблем, опубликованные официально материалы, указов, директив и т.п.

Например, закон об образовании Республики Казахстана, студентам предлагается высказать свои соображения, своё мнение, свою точку зрения по данной проблеме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, а также аспекта или проблемы. Сессия системного семинара. Это необходимо для более глубокого изучения темы, которая затрагивает данную проблему. 


Методы учебной дискуссии

Могут проводиться:

  • по материалам лекций;
  • по результатам практических занятий;
  • по проблемам, предложенным самими студентами либо преподавателем, если студенты затрудняются;
  • по публикациям в печати.

Использование метода учебной дискуссии помогает развить навыки общения и повысить уровень знаний по предмету; способствует формированию умений аргументировать свою позицию, слушать и слышать других.


Обучающие встречи. Могут проводиться в рамках «круглого стола» с привлечением разных специалистов, занимающихся изучением рассматриваемой темы или работающих по ней. На встрече с преподавателем студенты должны предложить ему тему для обсуждения и сформулировать вопросы для ее обсуждения. Чтобы помочь студентам в решении их проблем с преподавателем можно предложить ряд вопросов и вместе с ними выбрать наиболее интересную для них. Задаваемые вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответу. На «круглый стол» могут пригласить нескольких специалистов, занимающихся исследованием данной темы. Для проведения «круглого стола» необходимо настроить участников на активное обсуждение вопросов и поддерживать атмосферу свободного общения.

Применение всех этих форм занятий дает студентам реальную практику формулирования своей точки зрения (смысловой), осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знания в убеждения и взгляды. С помощью коллективной формы взаимодействия и общения студенты учатся формулировать мысли на профессиональном языке, владеют устной речью, слушают, слышат и понимают других, корректно и аргументированно вести спор. Работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельность, но также и самоорганизации работы коллектива, требования к дисциплине и ответственности. В таких семинарах формируется предметный и социальный качества профессионала, достигаются цели образования и воспитания личности будущего специалиста. Особенность коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость работы каждого студента от сокурсника; она способствует решению психологических проблем коллектива; развивается навыки самоуправления. Есть различные формы организации и проведения данного вида занятия, такие как пресс-конференция или интеллектуальный футбольный матч, «поле чудес», «морской бой», «ромашки» и т.д. Главной задачей высшего учебного заведения на сегодняшний день является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать. Поэтому для подготовки студентов будущих специальностей к будущей работе в будущем и используются инновационные методы преподавания в вузе. 

Такими методами является проблематическое обучение с целью формирования навыков для решения проблемных задач, имеющих однозначный ответ, самостоятельной работы над материалом и выработки умений применять приобретенные знания на практике. Но и здесь есть инновационные методы обучения, которые предполагают интерактивное обучение. В интерактивные виды деятельности входят имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.


Современный метод обучения в Вузе – это обучение через сотрудничество. Его используют для работы в небольших группах. Эта методика обучения направлена на эффективное усвоение учебного материала, выработке способности воспринимать различные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы. Для современного этапа инновационного обучения в вузе используются современные методы обучения, которые предполагают и использование нравственных ценностей. С помощью этого он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, которые основаны на профессиональной этике, выработке критичного мышления, умения защищать свое мнение.

На сегодняшний день инновационные методы позволяют изменять и роль преподавателя, который является не просто носителем знания, но и инициатором творческих поисков студентов.