Определение

Метод (methodas) в переводе с греческого — путь. Методика воспитания является алгоритмом достижения конкретных целей путем организации взаимодействия педагога и ученика.

С рождения человек становится предметом воспитания, который меняется в зависимости от возраста, социального статуса. Таким образом, общество воздействует на личность с детства и до взрослости, формирует социальные умения, развивает и совершенствует привычки поведения. В рамках воспитательных методов осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каждый преподаватель придерживается своего стиля, и использует различные методы или обычно их сочетает. Методы нельзя разделить на хорошие, плохие и эффективные. Выбор связан с конечной миссией и замыслом.

Значительную роль в выборе ключей играют возраст, личностные особенности, социальная среда, семья. Основанием выбора метода или целого комплекса становится специфическое воспитание, определяемое педагогом.

Бытует мнение, что без активного участия ученика результат может не быть эффективным. Таким образом, для участия в процессе применяются различные приемы – педагогические внутренние побуждения и действия, трансформация взглядов, мотивов, поведения. Поэтому прием является составной частью метода, который используется в настоящее время. Используя те или иные приемы, педагог выражает свое индивидуальность и сглаживает неровности учебных процессов. Приёмы создания мягко корректируют поведение и развивают положительную энергетику. Они выражены в просьбе, поддержке и вере в ребенка. Тормозные приёмы порождают стыд и раскаяние и несут негативное качество.

Выделяются недопустимые приёмы педагогической практики: возмущение, раздражение, систематические придирки и упреки.

Характеристика методов воспитания

Методы обучения подбирает педагог. Проблема классификации — отсутствие единого критерия: разные цели, средства и этапы воспитания. Например, в одной группе приемов гарантируют получение знаний об общепризнанных ценностях, в другой – помогает решить жизненные проблемы, в третьей – заложены параметры поведения. Преимущественным считается систематический подход на основе синтеза целей, смыслов и процессов. Различные программы разработаны настолько тщательно, что в них можно разобраться только с помощью определенного типирования. Структура воспитания, разделяемая большинством ученых, делится на четыре условных группы: методика формирования созерцания: беседы, рассказы, лекции, дискуссии, диспуты, личные примеры; методика организации работы и поведения: упражнения, поручения, приучения, требования; методика стимуляции поведения: игры, соревнования, наказания, поощрения; методика самоконтроля, наблюдения, тестирования, опроса, анкетирования.

Виды методик в воспитании и способы передачи данных

Словесный. Словесные методики обучения являются популярной группой методик, применяемых педагогами на практике. Ее используют во всех предметах школы и на всех ступенях обучения. Источником знаний является речь. Она бывает устной или письменной.

Главная роль метода заключается в усвоении правил и норм поведения – этического, эстетического, делового, морального. В процессе преподаватель объясняет и убеждает в правильности того или иного факта, вывода. Тут важно опираться на опыт учащихся, их личные отношения к теме, умение найти ответы самостоятельно. Беседа предполагает диалогическую вопрос-ответную методику обсуждения вопросов. Так ребёнок складывает свои мысли, свои мнения, оценку. Основой разговора является выверенное сочетание основных, дополнительных и уточнительных вопросов, которые подталкивают ученика к новым знаниям. Правильные концепции должны содержать те темы, которые раскрывают социальные, моральные, естественные смыслы жизни общества. Беседы используются при работе с детьми любого возраста. Учитель задает тему и затем вопросы, чтобы школьники могли ответить, спросить, выразить свое мнение самостоятельно. Учебные процессы могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. При выборе темы рекомендуется остановиться на самых волнующих и близких к ребенку. В группах обсуждения должны учитываться существующие тренды в отношениях детей. Беседы помогут педагогу определить степень осознанности учениками норм и правил, зафиксировать ошибки, оценить их влияние, узнать об отношения детей.

Наглядный. Практические визуальные методы применяются при наблюдении предметов, явлений. Материалы для иллюстраций: схемы, рисунки, картинки, плакат, портрет, графика, атрибуты. При использовании таких методов педагогу следует избежать перегрузки на наглядность. В результате отсутствия внимания уменьшается эффективность действия, ребенок останавливается на главных деталях. Таким образом, иллюстрации нужно подготовить заранее и в ограниченных количествах. Педагог должен внимательно продумать их познавательные смыслы и роли. На уроках и экскурсиях используется метод наблюдения. Педагог демонстрирует реальное событие, природу, научные процессы, и процессы производства. Дети сами готовят презентацию, делают личное оформление. В процессе демонстрации необходимо привлечь участников в дискуссию для объяснения, осознания и спровоцировать их активность. В иллюстрации используется символическое изображение. В показе используют схемы и рисунки. Оба способа связаны и расширяют совместное действие.

Практический. Универсальная система упражнений используется людьми с незапамятных времен, поскольку она доказала свою эффективность. Хронология образовательной деятельности не помнит случаев, когда достаточно правильно выполненные упражнения не произвели желаемое действие. Поэтому рассмотренный метод основывается на вовлечении ребенка в работу. Соблюдая правила и нормы поведения, воспитанник органично получает общественный опыт. Целью является развитие конкретных умений и навыков, а именно жизненно необходимое, полезное мышление — такое, как самоконтроль, гибкость, культура общения. Для эффективного и результативного стимулирования следует следовать: систематическому, анализу результатов, поощрению поступков. Метод тренинга реализуется путем организации режима, рабочей деятельности и игр. Захватывает сферы спортивного творчества. В любом случае ученика приучают к определенному стандарту поведения. Продуктивность упражнений зависит от их содержания, мощности, контроля, времени и места, мотивации и стимуляции.

Классификация методов воспитания по Щукиной

Наиболее распространенной считается классификация, которую разработала ленинградский педагог Галина Ивановна Щукина. Ее основная идея — развивать познавательный интерес как важное условие формирования человека. Качество личности, по словам Г. И. Щукиной, определяется стабильным стремлением к знаниям.

  • Метод формирования сознания. В процессе воспитания определяется желаемое поведение. На практике всю группу методов формирования сознания развивает рациональная область отношений. Она создает представления, мысли, убеждение личности, выраженные в конкретных поступках и делах. Основным приемом является убеждение. Выражается рассказом, объяснением, этической беседой, увещанием, внушением, примером.
  • Метод убеждения — словесное влияние. Зависит от интеллекта, разума, воли. Развивает логику, творческую способность, выступает в качестве внушения или доказательства.
  • Внушение сказывается на эмоциональном сознании, уме, воле.
  • Дискуссия развивает систему суждений, личной оценки, убеждения.
  • Диспут учит уметь защитить свои взгляды, отступать от неправильного решения.
  • Пример основывается на примере подражания: таким образом, что ученик действительно разбирается в сущности социально-нравственного отношения. Лекция, как изложение содержимого, преподается школьникам старших классов.
  • Рассказы и объяснения подходят для младшего и среднего школьного возраста. Педагог рекомендует готовиться к разговорам ответственно, продумывать содержание, передачу, избегать формальности и креативности. Не используйте банальные вещи, так как они компрометируют метод убеждения.

Построение поведения

Методы данной группы создают эмоциональную и волевую сферу у учащихся, организуют деятельность, развивают единство сознания и поведения. Это означает: приучение; поручение; воспитание.

  • Тренинг вырабатывает необходимый навык.
  • Привычка формируется в процессе регулярных действий.
  • Поручение развивает организованность и ответственность. Особенно ценным в поручении является то, что дает коллектив. Встречаются длительные, эпизодические случаи.
  • Воспитательная функция развивает нравственное качество. Суть заключается в ответных поступках ученика на обстоятельства, организованные учителем: уступить место, сказать правду.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Формирование отношений и чувств: методы воспитания в педагогике

Методы мотивации поведения выражаются в виде: поощрения, наказания, требований; соревнования. Стимулирование предназначено, чтобы учащийся имел цель и мог улучшить познавательную активность. В условиях успеха ребенок чувствует удовлетворение своими действиями и своими поступками. Действие стимулирования направлено на формирование позитивных эмоций, благодаря чему ребенок чувствует моральную удовлетворенность.

Метод поощрения — положительные оценки, похвалы, одобрения. Этим мы закрепляем правильные умения и навыки, повышаем уверенность в себе, увеличиваем чувство ответственности.

Высокая степень поощрения – благодарность, награды. Следует поощрять не только успех, но и труд, отзывчивость, поддержку. Одновременно не следует допускать возможности перехвалить ребенка, это повлечет за собой высокомерие и эйфорию.

Метод принуждения в педагогике – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение

Наказание корректирует поведение путем осуждения. Правильное применение метода приводит ребёнка к тому, чтобы он больше не совершал подобных действий. Возникает ощущение стыда и страха, пробуждается совесть. Наказания считаются продуктивными, если они понятны ученику, и они оценивают их как справедливые. Недопустимо телесное наказание, которое влечет за собой ложь, скрытность, трусость.

Требования должны подтолкнуть ребенка к действиям. Стоит избегать агрессивных высказываний. Рекомендуется тактично рассматривать поступок, объясняя сразу, как поступать в данной ситуации в дальнейшем.

Конкурс применяется для детей в школьном возрасте. Основывается на необходимости соревнования и воспитания, тренируются физические и моральные качества. Чтобы смягчить конкуренцию, рекомендуется использовать увлекательную, игровую форму. При участии в конкурсе дети привыкают активно отстаивать свои интересы. Педагогу только нужно поддерживать и направлять.