Справочник

Понятие самовоспитания в педагогике

Оглавление
Время чтения:  9 минут
1 479

В данной статье мы подробно разберем, что такое самовоспитание и какие этапы его развития и возрастные особенности проходят на этом этапе. Для начала определим, что такое самовоспитание и как оно осуществляется.

Определение

Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на то что бы реализовать себя как личность. И оно предполагает наличие у человека уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осмысленных целей.

Различные ученые предлагали свои способы саморазвития. Эта проблема была изучена в трудах Б. Бондаревского, В.Арет, А. Кочетов, а также А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Существует огромное количество определений процесса самовоспитания. В частности, Л. Рувинский в работе “Теория самовоспитания” объясняет это как деятельность человека, направленную к изменению и совершенствованию своей личности. В соответствии с А. Кочетовым, самовоспитание характеризуется осознанностью, соответствуя требованиям общества, когда человек стремится реализовать свои возможности и способности, заложенные в нем. Это должно быть достигнуто за счет того, что они должны базироваться на объективной оценке. Благодаря самовоспитанию человек избавляется от негативных черт, вырабатывает нужные личные качества, развивается способности.

По целям самовоспитания можно выделить следующие виды:

  • Общие. Приобретение профессиональных навыков и знаний.
  • Частные. Воспитание внимания, трудолюбия.

При желании человека можно подтолкнуть к самовоспитанию самые разные причины: жизненные стремления, необходимость соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельство, нахождение примера или идеала для подражания и стремление стать похожим на него. Не всегда удается реализовать потребность в самовоспитании. Но в этом случае возникает еще одна сложность – это неумение правильно оценить и сформулировать нужную для себя цель, ведь цель – это основа любого процесса.

Различие особенностей самовоспитания в разных возрастных периодах

С самого детства человек стремится к самосовершенствованию. Если ребенок уже достиг определенных успехов в работе и ему нравится выполнять ее качественно и в срок, то он может испытывать положительные эмоции, которые подталкивают его на следующий уровень развития. У детей дошкольного возраста есть четкое представление об индивидуальных качествах людей (личностные) и они задумываются о своих собственных. Однако все еще активно нуждаются в помощи взрослых. В школе дети развиваются в процессе обучения, совместной работы, коллективной игры. В то же время, объективно оценить качество этих изменений они пока еще не в состоянии. Школьники не должны быть склонны к негативным чертам, но им сложно увидеть их в себе и работать над собой без помощи взрослых. В подростковом возрасте у человека появляется возможность увидеть свои достоинства и недостатки. В этот момент уже можно говорить о целенаправленном самовоспитании.

Дети начинают активно развиваться в 12-13 лет, именно в этот период они нуждаются в физическом, личностно-интеллектуальном и духовном самосовершенствовании. Им приходится прилагать усилия для того, чтобы добиться этой цели, но они не слишком много внимания уделяют своим недостаткам в области физического характера, а также не слишком много внимания уделяют своим психологическим проблемам. Критика подростка чаще направлена на неумение защищать свою точку зрения, чрезмерную подверженность влиянию других, недостаточную целеустремленность. Эти задачи можно решить с помощью занятий спортом, так как он является эффективным способом мотивации на успех.

Именно поэтому необходимо участие и поощрение со стороны взрослых в процессе воспитания подростка. С помощью позитивного участия и помощи, подростки обретают уверенность в себе, преодолевают комплексы и личностные кризисы. Очень часто в качестве примера самовоспитания можно привести позитивные примеры. Однако негативные модели перед глазами могут сильно затормозить данный процесс.

Самовоспитание – это процесс, который происходит в течение всей сознательной жизни человека.

Человеку в зрелом возрасте проще работать над собой и больше нравится заниматься своим профессиональным и социально-мировоззренческим самовоспитанием, ставить перед собой цель и добиваться её.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Основные этапы самосознания

Как правило, процесс самовоспитания довольно длительный. В него входят следующие этапы:

  • Понимание степени воспитанности, анализ реакций на внешние и внутренние силы.
  • Целенаправленность (превращение целей в список задач).
  • Самостоятельное проектирование.
  • Контроль за собой, самоконтроль.
  • Выработка критериев оценки.
  • Корректировка (в связи с тем, что развитие науки происходит постоянно, а профессиональные области развиваются очень быстро).

Для того чтобы вырастить личность, способную к саморазвитию, существуют определенные правила, которые наиболее эффективны в отношении детей дошкольного возраста. По этой причине их подразделяют на несколько категорий.

Категория «Надо»:

  • Помогать близким, а также быть рядом с ними.
  • Выполнять условия образовательного процесса.
  • Быть искренним.
  • Учитывать не только личные потребности, но также коллективные интересы.
  • С уважением относиться ко всему.

Категория «Можно»:

  • Отдыхать и развлекаться после выполненной работы.
  • Прощать обиды и извлекать уроки из этого.
  • Быть настойчивым в достижении целей.
  • Записывать и распространять позитивный опыт.
  • Попросить о помощи.

Базовые установки для формирования необходимых качеств:

  • Для того, чтобы стать успешным, необходимо быть внимательным.
  • Необходимо относиться к другим так, как бы они хотели, чтобы относились к ним.
  • Сила в правде, а слабость во лжи.
  • Успех в работе и упорстве — достигаются трудом и старанием.
  • Людей привлекает здоровый и опрятный внешний облик.

Категория «Запрещено»:

  • Относится к учебе и работе спустя рукава, а также выполнять работу некачественно.
  • Вести себя грубо.
  • Применять силу для разрешения конфликтов.
  • Находить оправдания своим недостаткам.
  • Быть равнодушным к чужой беде.
  • Необоснованно критиковать других.

Категория «Отлично»:

  • Наличие контроля над эмоциями.
  • Умение составлять планы.
  • Умение адекватно оценивать свои поступки.
  • Умение продумать все до начала работы.
  • Начинать все дела с самой сложной части.

Приоритетной задачей самовоспитания является самосознание. Оно позволяет оценивать собственные способности, ставить реалистичные задачи и достигать цели. Те люди, которые знают себя, делают меньше ошибок на жизненном пути. Самооценка поможет сделать правильный выбор профессии, а также поможет выстроить надежную базу собственного достоинства и самоуважения.