Понятие актов прокурорского реагирования

Определение

Акты прокурорского реагирования – это акты, которые были приняты прокурорами властно-распорядительного уровня, а также их распоряжения, которые они приняли.

 Их юридическая природа – это индивидуальные акты прокурора или судебного следователя.

Виды актов прокурорского реагирования

  • акты прокурорского надзора (формы реализации только надзорных полномочий), акты, служащие специальной формой реализации исключительно надзорного полномочия;
  • акты, могущие служить формой реализации иных, не надзорных прав прокурора;
  • акты, являющие собой форму реализации иных, не надзорных прав прокуратуры.

Исходя из вышеизложенного, акты прокуроров следует различать от актов административно – распорядительных документов (административных регламентов), которые принимаются прокурором для реализации организационно – распорядительных или кадровых, а также вопросов дисциплинарного характера либо в целях оптимизации деятельности прокуратуры в общем.

На основании этих актов прокурорского реагирования в актах прокурорского надзора содержится три вида актов – протест, представление и предостережения.

Вторая группа включает в себя такие акты (заявления в суд или постановления), разрешения, соглашения, приказы и т.д.

Протестные акции как акты прокурорского надзора закреплены в ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре. В случае нарушения закона в отношении отдельных противоправных деяний должностных лиц можно подать протест и на некоторые противоправные действия.

Подача протеста в орган или должностному лицу, издавшему данный акт, или в вышестоящий орган, или вышестоящему должностному лицу.

Протест должен быть внесен прокурору или его заместителю по месту нахождения прокуратуры.

Чаще всего в протесте ставятся вопросы об отмене правовых актов или их изменении и приведению в соответствие с действующим законодательством.

Указывается точное наименование органа, в который оно направляется; наименование правового акта, противоречащего закону; обоснование незаконности акта (с указанием правовых норм, регулирующих процедуру подачи и рассмотрения протеста).

Протест подлежит рассмотрению в 10-недельный срок с момента его поступления, в том случае, если протест будет внесен на рассмотрение представительного органа субъекта Федерации или органа муниципального образования – на ближайшем заседании. В исключительных случаях, требующих немедленного устранения закона, прокурор может установить сокращённый срок рассмотрения протеста. Так же в соответствии с этим, сокращенные по времени сроки рассмотрения протеста устанавливаются для актов приставных органов.

Прокурор незамедлительно извещает об итогах рассмотрения протеста и сообщает о результатах в письменной форме. А если протесты будут отвергнуты — они могут быть отозваны и вышестоящим прокурором.

Обычно, если прокуратура сочтет, что при рассмотрении протеста будет проявлен неуважение к суду или же отказ от удовлетворения жалобы может быть обжалован в суд – она вправе обратиться с заявлением в суд о признании недействительным оспариваемого незаконного акта.

Протесты выносятся во всех областях прокурорского надзора.

Правовые свойства представления как акта прокурорского надзора закрепляются в ст. 24 и 28 Закона о прокуратуре.

В соответствии с материалами прокурорских проверок, основанием для внесения представления является установленная материалами прокурорского производства группа нарушений закона.

Бывает, что поводом для возбуждения дела становится один-единственный факт нарушения закона.

В орган или должностному лицу, деятельность которых признана нарушением, подается представление.

Однако все возможные меры по устранению нарушения законодательства и устранению причин, их породивших, и условие, им сопутствующее, принимаются в течении одного месяца со дня принятия представления.

Кроме того, в письменном виде сообщается о результатах принятых мер прокурору.

А по представлению прокурора они обязаны содержать следующее: название органа или должностного лица, вынесшего решение; источник информации о выявленных нарушениях законов; анализ причин и условий, способствующих нарушению закона.

Представления прокурора применяются во всех областях прокуратуры, в том числе и в области уголовного права и процесса.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

С правовой точки зрения, предостережение — это акт прокурорского надзора, который закреплен в ст. 25.1 Закона о прокуратуре, Указании Генерального прокурора Российской федерации «О применении предостережения о недопустимом нарушении закона» от 06 июля 1999 года № 39/7.

  1. Для того чтобы избежать нарушения закона и не попасть в неприятную ситуацию, необходимо соблюдать все требования прокурора или его заместителя. Если же у вас есть основания для того, чтобы привлечь виновных к ответственности дисциплинарной, административной либо иной, то предупреждение, как правило, не применяется.
  2. В отношении должностных лиц государственных органов, органов муниципального самоуправления, военных частей и учреждений будет применено предупреждение. Так же оно могло бы стать предметом для объявления в качестве руководителю или другим сотрудникам коммерческих и некоммерческих организаций, которые выполняют управленческие и административные обязанности. Не может быть адресовано гражданам или юридическому лицу.
  3. В прокуратуре можно получить предупреждение о нарушении закона. Для того чтобы обеспечить гласность и повысить профилактику правонарушений, оно может быть объявлено по месту работы обвиняемого лица, в том числе на заседании коллегиального органа.
  4. Данный акт является предупреждением возможных правонарушений. Но в некоторых случаях, если вы совершили правонарушение, вам может быть вынесено предупреждение. К примеру, при наличии противоправных последствий, прокурор может объявить предостережение в целях недопущении подобного рода действий в будущем.
  5. Основанием для вынесения данного акта является следующее: результаты проведенных прокурорских проверок; сведения, полученные от других контролирующих органов; жалобы на действия должностных лиц; сообщения СМИ; сообщения СМИ, содержащие информацию о нарушении закона.
  6. Оповещение должно предшествовать проверкам сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
  7. О предостережении можно сообщить следующим образом: если есть сведения об организации подготовки проекта правовых актов, которые не соответствуют нормам действующего законодательства; при издании правовых актов, противоречащих закону, срок начала действия которых не наступил; в иных случаях, когда намерения нарушения закона имеют явный характер.
  8. На предупреждение необходимо написать заявление, где указать: наименование акта (предостережения о недопущении нарушения закона); адрес места проведения проверки; какие законы были нарушены; описание противоправного деяния, которое может повлечь за собой невыполнение.
  9. Согласно ст. 25.1 Закона о прокуратуре, предостережение как акт прокурорского надзора объявляется только при осуществлении надзора за исполнением законов. На практике часто бывает трудно разграничить отрасль законодательства от надзора за соблюдением прав и законных интересах человека и гражданина, поэтому некоторые ученые полагают, что этот акт может быть вынесен в двух указанных областях прокурорского надзора. Но другие ученые считают, что предостережение как протест и представление, может быть объявлено при наличии соответствующих оснований в любой отрасли прокурорского надзора, но при этом не приводят никаких нормативных аргументов в пользу своей позиции.

Однако некоторые к числу актов прокуроров причисляют также требования прокурора. Закон не обязывает прокурора к соблюдению требований законодательства в любом виде акта надзорных органов. Форма и содержание данного средства не позволяют осуществить всю полноту прокурорского вмешательства при обнаружении нарушений закона. Но в то же время, ограничение требования не позволяет сформулировать оценку противоправной деятельности. Но именно поэтому его необходимо рассматривать лишь как один из правовых полномочий прокурора, но при этом он имеет право реализовываться во всех отраслях прокурорский надзора. В большинстве случаев это требование о выделенном специалисте, о выдаче его необходимых документов, об объяснении и т.д.

В то же время среди актов прокурорского производства, которые имеют форму реализации прокурорских, также и других полномочий прокурора, главное место занимает постановление или заявление в суд.

Данный закон предусматривает различные виды постановлений, которые могут вынести прокурор в рамках надзора и иных полномочий, возложенных на него Законом о прокуратуре.

Основания и порядок вынесения постановлений в отношении прокуратуры определены соответствующими отраслевыми и нормативными актами.

К основным постановлениям, выносимых прокурором в порядке надзора, относятся такие постановления: о направлении материалов содержащихся в уголовном деле, по подследственности и о возбуждении дел об административных правонарушениях. Кроме того, эти постановления могут быть внесены в любую сферу прокурорского надзора и поэтому наряду с протестом, представлением и предостережением могут быть отнесены к числу основных юридических актов прокурорского реагирования. Но в то же время поскольку указанные постановления могут быть формой реализации как надзорных, так и иных полномочий, возлагаемых на прокуратуру (в том числе и полномочий, которые возложены на прокуратуру), ни указанное постановление о направлении материалов или указанное постановление о возбуждении дела об административном нарушении не являются актами прокурорского надзора.

Прокурор также выносит такие постановления как постановление об освобождении незаконно арестованных лиц и задержанных в административном порядке, об освобождении незаконно водворенных в штрафной или штрафной изолятор, помещение камерного типа либо карцер, незаконно помещенных в судилище или тюрьму, помещение следственного изолятора или изолятора временного.

Иногда такие постановления о направлении материалов по подведомственности выносятся в случае, если проверку проводил сам прокурор или же он обнаружил признаки преступления. По результатам проверки прокуратура выносит постановление и направляет материал в компетентный следственный орган.

По статье 25 Закона о прокуратуре, статья 25.11, 28.1, 28.4 и др. КоАП РФ – прокурор имеет право возбуждать административное производство путем вынесения соответствующего постановления.

Указанное постановление по своей правовой природе – это протокол об административном правонарушении и должен содержать информацию, предусмотренную ч.2 ст.28.4 КоАП РФ: дату и время его составления, фамилию и инициалы лиц, составивших протокол; наименование органа, вынесшего решение.

Именно, данная норма указывает на две категории дел – это административные правонарушение, которое может быть возбуждено не иначе как по инициативе прокуратуры; другие категории дел, производство по ним прокурор осуществляет, осуществляя надзор за исполнением законов и законности в сфере исполнения законов и законности.

При этом во втором варианте положения закона «при осуществлении надзор за соблюдением Конституций РФ и исполнением законов», означает то, что при решении вопроса об инициировании административного производства прокурор должен учитывать требования Закона «О прокуратуре РФ» относительно предмета и пределов надзора за исполнением закон. Однако здесь прокурор не может привлекать к административной ответственности лица, чья деятельность не входит в сферу деятельности прокуратуры. Например, прокурор не может привлекать к административной и уголовной ответственности отдельных граждан, совершившие административные нарушения, или же выносить постановления по делам в отношении юридических лиц в целом (не их руководителей). В случае выявления признаков административного правонарушения субъектов, чья деятельность не относится к предмету надзора за исполнением законов, прокурор, вынесший постановление, должен направить соответствующие материалы в органы либо должностным лицам, которые вправе возбуждать дело об административном правонарушении.

Другой способ реализации надзорных и других полномочий прокурора – это заявления прокуроров в суд.

Требования к заявлению прокурора установлены в соответствующий процессуальный закон.

По закону, прокурор может обратиться с заявлением в любое судебное учреждение России, кроме Конституционного суда РФ.

Кроме того, как правило, заявления в суд не всегда выноситься во всех отраслях прокурорского надзора. Чаще всего эта форма прокурорского реагирования используется в тех отраслях, как надзор за соблюдением законов (надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан) и надзор за соблюдением прав людей и граждан.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре, полномочие прокурора обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными является, во-первых, альтернативой полномочию опротестовать такой акт, а во-вторых, может служить формой прокурорского реагирования на обеспечение законности. В данном случае заявление в суд является способом реализации надзорной власти прокурора.

При этом заявления являются средством осуществления такого самостоятельного направления работы прокурора, как суд. Однако практика показала, что в последнем случае наиболее часто используются заявления прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов, а также прав, свобод и законных интересов отдельных граждан.

К числу актов, служащих формой реализации различных функций прокуратуры, также относят санкции, согласия, утверждения и указания. Эти акты выносятся в основном в области контроля над соблюдением закона сотрудниками органов и учреждений, осуществляющих предварительное расследование, и надзора за выполнением законов администрациями органов и учреждений, выполняющих уголовные наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом. Наряду со своей основной функцией – надзорной, они еще являются формой осуществления уголовного преследования и распорядительно — исполнительной власти прокурора (при осуществлении надзора за исполнением законов в местах отбывания наказания и реализацией назначенных судом мер принудительного характера).

Многие авторы полагают что санкции и согласия не являются актами прокурора. В действующем уголовном законодательстве нет понятия «санкция», а используется термин «согласие».

В настоящее время категория «санкция» для обозначения средства прокурорского реагирования используется только в Законе о государственной границе, Законе о таможенном регулировании и Законе о государственной границе. В этой связи в литературе можно встретить мнения о том, что данные понятия являются различными. С точки зрения других ученых, санкция представляет собой определенную форму принятого прокурором решения, который не только дает ему выполнить определенное действие, но и вместе с тем утверждает соответствующее постановление (решение), то есть делает этот документ законным, дающим возможность проведения соответствующего мероприятия. В то время как согласие представляет собой процессуальное решение прокурора, посредством которого контролируется законность и обоснованность принимаемого ним решения, позволяющего ему выполнить те или иные процессуальные действия с целью признания их дальнейшей допустимости в установленном законом порядке.

Эти слова используются в различных отраслях права, поэтому они могут быть применены и в качестве самостоятельного термина.

Кроме того, по последней группе актов, которые являются формой реализации иных, не надзорных полномочий прокурора, а именно таких, как поручение и указание прокурора органам следствия о проведении отдельных следственно-розыскных действий или других процессуальных действий, различные акты, принимаемые в ходе координационной деятельности прокурора, и т.п. Действующее законодательство также не устанавливает требований к содержанию этих актов.

Любая прокурорская проверка проводится в соответствии с требованиями закона, а также: она должна быть грамотно составлена и написана понятным языком, содержать все необходимые данные, быть лаконичной и ясной.

Однако акты прокурорских проверок должны содержать все требуемые реквизиты: название прокуратуры или ее адреса; указание на то что это акт прокуратуры; указание на то, что это акт органа прокуратуры; указание в каком органе прокуратуры находится прокуратура; указание на то, что это орган прокуратуры; указание на том, что это орган прокуратуры; указание в каком органе находятся органы прокуратуры; указание на то, что они находятся в прокуратуре. При этом в любом акте содержатся описательные части (описание нарушения законов, фактическая характеристика обнаруженного правонарушения и резолюция о принятии мер к устранению нарушений законодательства), а также указание на срок рассмотрения акта.