Целью исследовательской деятельности являются научные знания, которые в свою очередь могут существовать лишь в виде организованной системы – теории. Предшествующие формированию теории действия заключаются в понятие – научное познание, т.е. производство знаний путём постановки проблемы, сбора информации и её дальнейшего преобразования. Процессу познания характерно деление на этапы, они представлены в виде двух уровней – эмпирический и теоретический, которые отличаются своими методами.

Эмпирический уровень научного познания

На этом этапе происходит фиксация информации об изучаемом объекте или явлении на уровне восприятия. Описываются очевидные факты, выявленные методом ощущения, и представления исследователя, а также соответствующими измерительными приборами. Информация, описанная в процессе наблюдения, структурируется путём её классифицирования, группирования и систематизируется по выбранному принципу. Финалом эмпирического познания выступает создание эмпирической теории.

Подробная структура процесса эмпирического познания

Единичные высказывания. Уточняется место и условия, а также дата и время, полученные результаты в ходе отдельного наблюдения (эксперимента) фиксируются исследователем.

Научные факты. На этой ступени эмпирического познания единичные протоколы (высказывания) обобщаются индуктивным методом. Представляя в виде таблиц и графиков, диаграмм и моделей, исследователь утверждает или отрицает наличие явлений, закономерностей, свойств относительно объекта изучения.

Эмпирические закономерности. Третий этап познания характеризуется выявлением зависимости от каких-либо факторов в количественном показателе. Результат такой зависимости обычно выражается в формулах или коэффициентах, в перспективе позволяющих упрощать расчеты и измерения.

Эмпирическая теория. Представляет собой логическую связь практически доказанных фактов и закономерностей, обобщая результаты наглядного изучения объекта или явления. Особенность эмпирической теории в том, что она не противоречит, но и не вытекает из фундаментальной. Теория феномена (эмпирическая) не затрагивает сущность и механизм явления, а лишь обобщает сухие факты. Например, вода меняет агрегатные состояния, но как происходит этот процесс, в рамках эмпирической теории не описывается.

Эмпирическое познание носит пассивный характер и сопровождается использованием ряда методик, которые в перспективе и приводят к созданию эмпирической теории. Исследующий человек не вмешивается в происходящее явление, а только фиксирует замеченные изменения.

Методы эмпирического познания

Наблюдение. Это отправная точка в эмпирическом познании, основанная на восприятии через чувственные способности человека. Исследователь намеренно следит за изменениями научного объекта или явления;

Эксперимент. Исследователь создаёт определённые условия, в которых явление изменяет свои характеристики. Схож с понятием опыта, являясь его разновидностью;

Описание. Метод раскрывает себя в воплощении чувственного восприятия в символы, понятные другому человеку. Отображается информация, полученная через ощущения, путём рисунков, схем, письменной речи и т.д.;

Измерение. Этот метод посредством различных приборов придаёт свойствам явления числовые характеристики;

Сравнение. Представляет процесс поиска общих признаков и отличий между объектами, паттернами, объективно обобщённых между собой одной областью действительности. Найденные общие признаки определяют начало познания закона.

По факту создания эмпирической теории процесс научного исследования на эмпирическом уровне завершается. Изучение объекта или явления выходит на второй уровень – теоретический. Сухие факты, полученные на первом уровне познания, подвергнутся изучению с точки зрения их сущности и механизма происхождения.

Теоретический уровень научного познания

Получение знаний на этом уровне является результатом активной работы разума с применением специальных логических операций – идеализации (формируя в сознании некий идеальный объект, например, известные нам абстрактные чёрные тела из области физики), аналогии, моделирования и прочего. Теоретическое познание, будучи конструктивной работой разума, обусловлено лишь мысленными экспериментами без взаимодействия с самим объектом. Созерцание познаваемого объекта маловажно на этом уровне. Как и эмпирическое, теоретическое познание в исследовании имеет свою структуру.

Подробная структура процесса теоретического познания

Постановка проблемы. Представляет собой некую подвижную форму знания, которая отражает потребность познать ещё не познанное явление и само продвижение к её решению;

Выдвижение гипотезы. Являясь предположением, которое направлено на объяснение того или иного явления, требует теоретического объяснения и проверки посредством эксперимента;

Создание научной теории. Являясь синтезом противоположностей, эмпирического и умозрительного знания, а также высшей формой познания, она полностью раскрывает сущность объекта, явления или их системы.

Двигаясь от этапа к этапу теоретического познания человек, проводящий исследование, пользуется рядом методов обобщения и преобразования эмпирических фактов. Полученный на эмпирическом уровне объём информации обрабатывается путём логики и анализа мышления, помогая достичь преследуемых результатов, уже внутри теоретического уровня.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Методы теоретического научного познания

Идеализация. Представляет собой приём, когда исследователь мысленно изменяет свойства явления, исходя из поставленных задач. В реальности этот процесс не возможен;

Моделирование. Специфика метода в том, что познание явления осуществляется через его созданную модель, которая замещает реальное явление или объект;

Формализация. Применяя специально заданную символику, исследователь воспроизводит явление в тех случаях, когда исследование с применением оригинала невозможно или затруднительно;

Мысленный эксперимент. Является суммой моделирования и идеализации. Представленная мысленно идеальная модель объекта погружается в воображаемые условия, и в уме проигрывается дальнейшее развитие эксперимента. Метод необходим как для утверждения имеющихся знаний, так и для получения новых;

Аналогия. Суть в том, что, если объект, который исследуется в данный момент по удовлетворяющим цели исследователя признакам схож с прежде изученным, то имеющиеся знания переносятся на менее изученный объект;

Дедукция. Это метод овладевания знанием путём распространения общих свойств класса на частное явление;

Индукция. Метод, обратный дедукции. Получение знания происходит посредством распространения свойств частого явления на весь класс;

Анализ. Метод нарушает целостность объекта, разбивая его на части – свойства, признаки, отношения и прочее. Анализ приводит к углубленному изучению объекта, паттерна;

Синтез. Метод, обратный анализу. Представляет собой соединение отдельных частей явления с целью объединить знания, полученные аналитическим методом;

Абстрагирование. Исследователь в рамках эксперимента выделяет важные для него свойства явления и отвлекается от несущественных, получая в результате этих действий абстракцию;

Аксиоматизация. Метод, при котором познание явления, объекта осуществляется путём логического выведения из истинного утверждения (аксиомы) нового знания и его доказательства;

Экстраполяция. Смысл метода в распространении устоявшейся тенденции и закономерности на развитие паттерна, если условия будут сохранены;

Классификация. Суть метода в систематизации знания с помощью организации объектов или явлений из разных областей в классы, основываясь на общие признаки;

Сравнение. Операция познания, где за основу берётся суждение о сходствах сущности двух однородных явлений (изученного и не изученного) или их отличиях.

Полученные теоретические знания о явлении, выраженные в высшей форме, определяются понятием научная теория, состоящим из логически связанных аксиом, обобщений и законов. Научная теория, организующая собой знания, является выражением сущности, смысла явления и его механизма, а также определяет конечную точку исследования явления. Однако она имеет свойство ограниченности, не исключая перспективу создания на своей основе новой более обобщённой теории.

Типы научных теорий, выделенные на различных основаниях

Феноменологические и аналитические. Первая теория описывает исследованный паттерн с точки зрения его действительности без раскрытия его природы. Вторая теория раскрывает сущность паттерна;

Детерминистические и стохастические. Эти типы теорий выделяются по признаку достоверности. Первый тип характеризуется точностью предсказания, но неоднозначность и неопределённость явлений ограничивает его применение в науке. Второй тип основан на предсказании, базой которому служит исследование случайных законов.

Для лучшего понимания рассмотрим примеры знаменитых теорий.

ТеорияСуть теории
Феноменологическая теория РоджерсаСамоосознавая себя, и, видя свою концепцию в личностном росте, человек ищет своё место в мире. Другими словами, поведение человека зависит от его внутренних элементов, являющихся тенденцией к оценке опыта и развития.
Аналитическая теория ЮнгаЛичность человека определяется как совокупность и врождённых и реализованных архетипов, а структура личности – это своеобразное соотношение свойств архетипов, установок личности экстравертированной и интравертированной, а также определённых участков сознательного и бессознательного.
Детерминистическая теория Томаса ГоббсаОсновываясь на механический детерминизм, возможно приравнять друг к другу живые существа и автоматы, так как все тела – вещи, способные двигаться, имеют ощущения и другие одинаковые способности.
Стохастическая теория СлуцкогоРаспространение колебания циклического характера в экономике происходит по схеме «импульс – распространение», надолго сохраняя эффект после ликвидации причины цикла. Случайным импульсом служит изменения в предпочтениях потребителя, в фискальной или монетарной политике.

Выявленные наукой теории, законы и закономерности складывают общую картину мира, основанную только на естественных причинах существования того или иного явления. Научное мировоззрение конфликтует с религиозным, где принято объяснять всякие явления произвольными причинами. Характерная научной картине мира постепенность вызревания, обусловлена непрерывным получением наукой новых знаний на основе уже полученных.

Почвой для такой рациональности является одна из задач науки – изменять и совершенствовать мир.