Определение

Мышление – это один из познавательных процессов, представляющий собой высшую, обобщенную и опосредованную, форму психического отражения окружающей действительности.

Мышление дает нам возможность понять сущность явлений и предметов, установить их взаимосвязь, закономерности их развития.

Особенности мышления

Благодаря мышлению мы получаем новые знания, делаем выводы. Именно мыслительный процесс помогает нам прийти к тому или иному умозаключению. Например, видя за окном качающиеся ветви деревьев, мы приходим к выводу, что на улице дует ветер.

Особенностями мышления является его опосредованность и обобщенность. То есть все новые знания о явлениях и объектах человек получает косвенным путем, опираясь на ранее полученные знания и обобщая различные свойства познаваемого явления.

Еще одной особенностью мышления – тесная связь с действиями и речью. Люди познают мир через воздействие на него. Таким образом, именно действие является первичной формой, необходимой для существования мышления.

Важно

Речь – неотъемлемая составляющая всех форм мышления, которая позволяет формулировать понятия, выводить суждения, делать умозаключения.

Давно доказана и связь качества решения задачи со способом ее формулировки. Так, если задача сформулирована решающим вслух, то ее решение займет меньше времени и пройдет легче, чем в случае проговаривания условий «про себя».

Мыслительная деятельность, виды и формы мышления

Мыслительный процесс основывается на нескольких операциях. Остановимся подробнее на основных мыслительных операциях, к ним относятся:

  • анализ – разложение единого сложного объекта на более простые части или характеристики;
  • сравнение – сопоставление объектов, определение их сходных и различных характеристик;
  • синтез – мысленное восстановление целостности объекта (противоположность анализа);
  • обобщение – объединение объектов в соответствии с их общими, существенными признаками;
  • абстрагирование – выделение существенного (отличительного) свойства предмета.

Эти операции присущи всем видам мышления.

Рассмотрим основную классификацию видов мышления в психологии:

  1. Наглядно-действенное.
    Его принцип – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации путем физического воздействия на те или иные предметы. Такое мышление присуще детям в возрасте до трех лет. Дети мыслят с помощью рук. Прикладывая предметы друг к другу, они их сравнивают, строя башенки из кубиков, – синтезируют, раскладывая детали по форме и размеру, – классифицируют и обобщают. Этим типом пользуются и взрослые люди в случаях, когда невозможно с точностью предсказать конечный результат действия. Например, передвигая мебель и выбирая, куда лучше ее поставить, или же примеряя одежду, чтобы выбрать наиболее подходящую модель.
  2. Наглядно-образное.
    В основе этого вида лежит способность представлять явления и предметы, сравнивать и анализировать их образы, подробно представляя все их характеристики, свойства, особенности. Основное отличие от наглядно-действенного мышления – преобразование ситуации в плане образа. Соответственно, этот тип неразрывно связан с воображением. Формируется в возрасте от 4-х до 7-ми лет. У взрослых примером использования наглядно-образного мышления является представление и продумывание интерьера квартиры.
  3. Словесно-логическое.
    Это высшая форма мышления. Формируется, начиная с семилетнего возраста и до 18-20 лет. Мыслительный процесс осуществляется посредством логических операций. Это абстрактная мыслительная деятельность, которая позволяет установить общие закономерности протекания тех или иных процессов, обобщить и классифицировать наглядный материал.

Основными формами логического вида мышления в психологии являются понятие, суждение и умозаключение. У словесно-логического мышления есть свой алгоритм, который построен на использовании суждений, на основе которых делается вывод – умозаключение. Алгоритм работает следующим образом: человек выдвигает и рассматривает одно суждение об объекте (принимает либо отвергает его), затем добавляет к нему следующее суждение и т.д., после чего приходит к логическому умозаключению.

Пример:

Суждение №1

Все деревья – это растения.

Суждение №2

Вяз – это дерево.

Умозаключение

Вяз – это растение.

Важно понимать, что в своей повседневной жизни и деятельности человек задействует все типы мышления, и они тесно взаимосвязаны, могут переходить друг в друга. Преобладание того или иного вида определяется конкретной ситуацией, иногда виды неразделимы. Так, в процессе работы со схемами, диаграммами или графиками невозможно разделить наглядно-образный и словесно-логический виды.

Также существует классификация в зависимости от новизны результата мыслительной деятельности, в этом случае выделяют следующие виды мышления:

  • репродуктивное – воспроизведение памятью логических правил без сопоставлений и анализа (к примеру, решение типовой задачи по заранее известному алгоритму);
  • продуктивное – человек приобретает новое знание (однако уже известное в обществе);
  • творческое – приобретение нового знания человеком и обществом в целом.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Понятие предикативного мышления

Предикативное мышление – противоположность логическому мышлению. В этом случае мыслительная деятельность псевдологична, человек бессознательно проводит нелогичные ассоциации, устанавливает неверные связи и приходит к ложному умозаключению. К примеру, люди могут бессознательно ассоциировать совершенно разные подлежащие из двух предложений, если в этих предложениях одинаковые сказуемые.

Само слово «предикатив» (глагол) обозначает некоторый признак (предикт) предмета. Причем этот признак далеко не всегда определяющий, чаще, наоборот, совершенно случайный.

Принципы предикативного мышления широко используются в рекламных слоганах. Например, в рекламном ролике звучит утверждение, что «все успешные мужчины пользуются антиперспирантом этой марки». В этом случае рекламодатель надеется на следующее нелогичное рассуждение:

Суждение №1

«Все успешные мужчины пользуются антиперспирантом этой марки»

Суждение №2

«Я пользуюсь антиперспирантом этой марки»

Умозаключение

«Я – успешный мужчина»

Так, предикативная мыслительная деятельность делает человека, не способного приходить к логическим умозаключениям и критично оценивать информацию, жертвой рекламы и пропаганды.

Однако логическое мышление и такое его качество как критичность ума можно развивать. Для этого необходимо учиться следующему:

  1. Различать суждения, построенные на логике, и суждения, основанные на чувствах и эмоциях.
  2. Взвешивать все «за» и «против» в любой полученной информации, то есть логически оценивать ее, выделяя положительные и отрицательные, правдивые и ложные стороны.
  3. Не пропускать несоответствия между визуализацией и голосовой информацией.
  4. Не торопиться с выводами, когда информации явно недостаточно.

Наряду с критичностью ума следуют развивать и такие качества как широта мышления, т.е. способность к охвату вопроса в целом без упущения важных для дела частностей, а также быстрота ума – способность быстро разобраться в проблеме или ситуации и принять верное решение.