Определение

Общение – многогранный процесс. Его рассматривают в рамках социологии, психологии, философии, лингвистики, педагогики и др. наук.

Отношение к данной теме определяется той формой, которую сегодня приобретает мировое сообщество. В конкретном социальном пространстве и времени, в условиях тесных контактов оказываются системы, которые занимают совершенно разные ступени научно-технического и экономического развития. Таким образом, общение нужно понимать гораздо шире, чем непосредственные контакты между людьми. Но в любом случае оно не минует и межиндивидуальные связи, которые всегда остаются «ядерными структурами».

Функции языка в общении между различными системами (культурными, политическими и социальными) выстраиваются в формы, которые и представляют собой задачи для исследования. Язык — это система словесных знаков, которая выступает средством общения людей. С его помощью мы изъявляем чувства, мысли и свою волю. Язык – нечто общее для данной социальной группы в конкретном периоде времени. Таким образом, основная функция языка в общении – быть средством для реализации этого взаимодействия.

Что же касается общения между гражданами разных национальностей – межнационального общения – язык функционирует здесь также как средство для контактов. Чаще всего им выступает государственный язык, но могут быть и региональные.

Основные функции общения

Общение – это полифункциональный процесс.

Психологи рассматривают это явление в разных контекстах:

  • информационном;
  • эмоциональном;
  • социализирующем;
  • трансляционном;
  • как механизм для самовыражения (А. А. Брудный), самопознания (А. В. Мудрык), самоопределения (А. Б. Добрович) и т. д.

Современная психология чаще всего рассматривает функции общения через взаимодействие «человек-деятельность-общество». Разработаны классификации, предлагающие разные виды функций общения. Чаще всего выделяют пять фундаментальных функций. Рассмотрим эти функции общения человека детально.

Внутриличностная функция. Она раскрывается в обращении человека к самому себе и реализуется как универсальный способ мышления. Этот процесс не прерывается и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Межличностная функция. Она проявляется на самых разных уровнях – от интимного и сокровенного до делового. В рамках этой функции рассматривается оценивание собеседников, а также установление с ними различного рода эмоциональных связей.

Формирующая функция. Общение – это не просто механический процесс передачи неких знаний. Это более сложное явление. Во время общения происходит взаимное влияние и изменение. К примеру, обогащение либо истощение.

Ценность формирующей функции общения хорошо иллюстрируется тем фактом, что мы получили навыки речи, письма, этикета, вождения авто и пр. именно через взаимодействие с другими людьми.

При этом общение ребенка и взрослого – сложный процесс взаимного изменения и влияния, а не просто процесс передачи знаний и навыков, которые механически усваиваются. Значение общения ярко демонстрируется в следующем примере. В 30-хх гг. прошлого века в двух клиниках США, в которых детей лечили от серьезных заболеваний, были организованы примерно одинаковые условия. С одним существенным различием: в одной малыши общались и играли с родителями в определенное время, в другой же родственников не пускали к детям, опасаясь передачи инфекции. Спустя несколько месяцев сравнили эффективность лечения. В первом отделении все дети были живы и продолжали лечение, во втором, где малыши получали идентичную терапию, коэффициент смертности был близок к одной трети.

Подтверждающая функция. Чтобы познать себя, утвердиться в самоценности, прочувствовать факт своего существования, люди ищут опору в других людях. Этот принцип реализуется в нашем ежедневном общении через приветственные ритуалы, фразы и действия при знакомстве, различные знаки внимания и т. д. Английский психиатр Р. Д. Лейнг видел именно в неподтверждении универсальный источник многих психических недугов, в особенности шизофрении.

Прагматическая функция. Общение – главное условие объединения людей при их совместной деятельности. Нарушения этой функции носят крайне деструктивный характер. Это показано в библейском сюжете, который повествует о строительстве Вавилонской башни.

Общение позволяет людям организовывать совместную деятельность и удовлетворять свою потребность в живом контакте с другими людьми.

Вывод 1. С помощью общения человек может организовывать совместную деятельность с другими людьми и удовлетворять свои потребности в живых контактах.

Разновидности общения

Общение классифицируют по таким параметрам: контакт с собеседником, длительность и уровень передачи информации.

Анализируя условия контакта с собеседником, можно говорить о таких типах общения:

По пространственно-временной дистанции:

1) Непосредственное или прямое общение. В прямом контакте люди находятся в непосредственной близости, они могут использовать как речь, так и мимику, жесты. Такой контакт считается полноценным ввиду того, что субъекты могут получать наиболее достоверную информацию друг о друге. Непосредственное общение обладает большой силой внушения, эмоционального воздействия. Здесь особенно важны устная речь, а также язык жестов и мимики. Ведь именно в них закреплены определенные социальные значения.

2) Опосредованное или косвенное общение. В этом случае люди могут быть разделены временем или находиться далеко друг от друга. С точки зрения психологии этот контакт считается неполным, особенно если есть нарушения в обратной связи. Примеры косвенного общения: переписка, телефонный разговор, восприятие произведений искусства, СМИ и т. д. Преимущественно такое общение одностороннее, но при этом оно способно обогатить всю систему отношения личности к миру, позволяет индивиду быть причастным к мировым событиям, разным странам, эпохам, поколениям.

По количеству взаимодействующих людей:

  • Массовое общение. Оно реализуется в многочисленных контактах людей, которые между собой не знакомы. Это могут быть прямые контакты (демонстрации, митинги, собрания в аудиториях и различные многочисленные скопления людей) и косвенные, носящие односторонний характер (средства коммуникации в массовой культуре и прочие).
  • Межличностное общение можно разделить на диалогическое и монологическое: если субъект-объектное взаимодействие носит равноправный характер, его цель при этом состоит во взаимном познании и удовлетворении потребностей каждого из собеседников, мы имеем дело с диалогическим общением; при неравноправных позициях собеседников мы имеем дело с монологическим общением, которое бывает двух видов. По степени равноправия партнеров межличностное общение разделяют на:
  • Императивное общение, которое подразумевает авторитарное (директивное) воздействие на собеседника. Цель этого влияния – контроль над его действиями, мыслями и установками, а также склонение объекта к принятию каких-либо решений, либо к выполнению действий. При императивном общении его цель остается открытой, она не скрывается.
  • Манипулятивное общение – это такая форма взаимодействия, при которой воздействие на собеседника также выполняется для достижения личных целей говорящего, но эти намерения и цели скрыты.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение, которое зависит от статусов собеседников. Это может быть беседа между учеником и учителем, подчиненным и начальником и т. д. В обществе приняты правила и специфика общения для различных ролей.
  • Личностное общение определяется индивидуальными особенностями собеседников и тем, какие между ними установлены отношения.

Общение зависит от многих факторов: целей собеседников, вида их деятельности, индивидуальных нюансов каждого, симпатий и антипатий субъектов и т. д. Беседа также может быть длительной и краткосрочной. Она осуществляется через вербальное (с использованием речи) и невербальное (тембр голоса, громкость, поза, мимика и жесты говорящего и. д.) взаимодействие.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Уровни общения

Эта характеристика определяется ценностями и культурой собеседников, их индивидуальными и личностными характеристиками, различными аспектами самой ситуации, влиянием среды, отношением субъектов друг к другу.

Выделяют следующие уровни общения:

  • Фактический. Это несложная беседа, которая состоит из реплик, лишенных глубокой смысловой нагрузки. К примеру, обмен фразами только лишь для поддержания разговора.
  • Информационный уровень предполагает более содержательное общение. Оно уже представляет интерес для участников и выступает источником активности личности (поведенческой, эмоциональной, мыслительной).
  • Личностный. На этом уровне уже происходит глубокое раскрытие себя, постижение своей сущности и личности собеседника, явлений окружающего мира. Этот уровень можно назвать высокодуховным, он базируется на уважении и внимании к себе, к другим людям, к окружающей среде.

Под общением можно понимать сложный процесс установления контактов между людьми и группами. В результате этой связи происходит взаимное влияние. Используя общение, люди организовывают свою деятельность, достигают взаимопонимания, обмениваются информацией и реализуют межличностные отношения.