Справочник

Понятие и виды СМИ

Оглавление
Время чтения:  14 минут
1 344

Сущность СМИ

В последнее время средства массовой информации рассматриваются не столько в качестве средства общения для передачи информации, сколько в качестве инструмента защиты интересов личности, общества и государства. Во-первых, это связано с необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированы Конституцией РФ.

Данный способ подачи информации как инструмента для получения и распространения общественно значимых сведений был разработан в Законе РФ «О СМИ» и направлен на развитие и конкретизацию принципов свободы массовой информации, закрепленных в части 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Это базовый закон в сфере правового регулирования взаимоотношений, возникающий по поводу организации деятельности СМИ, их отношения с гражданами и организациями.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В соответствии с этим, СМИ должны соответствовать следующим критериям:

  • Массовость получателя (в отличии от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц). Например, в случае признания журнала средством массовой коммуникации необходимо его регулярное издание на протяжении некоторого промежутка времени.
  • Формы изложения материала – это печатное или радио-, теле- и видеопродукция, иная форма выпуска.

В основе использования средств массовой информации лежит тот принцип свободы массовой информации, который был зафиксирован в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». При этом в России не существует ограничений на распространение информации, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством о средствах массовой информации.

Создание и распространение СМИ

Создание средств массовой информации (в том числе его использование), владение, пользование и распоряжение им, происходит в несколько этапов.

Производство, приобретение и хранение технических устройств и оборудование, сырья и материала, предназначенных для изготовления и распространения продукции СМИ.

Основной принцип свободы масс-медиа – законодательно закрепленное правило о недопустимом ограничении цензуры в СМИ. С учетом ст. 3 Закона «О СМИ», цензуру массовой информации можно понимать, как требование редакции средства массовой информации с ее стороны к редакции, выдвигаемое со стороны должностных лиц или государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюер), а также наложение запрета на опубликование. При этом не допускается и создание, а также финансирование организации или органа, занимающегося осуществлением цензуры массовой информации.

С этой точки зрения следует отметить, что статья 4 Закона «О СМИ» закрепляет принцип недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В данной статье запрещается использовать средства массовой коммуникации в целях совершения уголовных преступлений, для распространения сведений, составляющих особую государственную или иную специальную охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, пропагандирования порнографии, культа насилия и жестокости. Запрещено использование во всех видах теле и видеосъёмки, и документальных фильмов, а также информационных компьютерных файлов и программ обработки информационного текста, которые относятся к специальным средствам массовой коммуникации, скрыто расположенных в телевидиокомплексе, скрытых вставки, воздействовавших на подсознание людей и оказывающих негативное влияние.

Согласно анализу понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностей, становится ясно что законодатель, разработчики Закона «О средствах массовых информации» так и не смогли в полном объеме и недвусмысленно определиться со столь важным для них вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту.

Таким образом, реализовано популярное среди последних лет направление обозначения «как бы», согласно которым средства массовой информации «как бы объект право», и в то же время «как бы субъект права».

По отношению к объекту правоотношения к средствам массовой информации средств массовой информации отнести достаточно сложно, поскольку:

  • Он может создавать отдельные издания, которые выходят в рамках проекта, выпускать программы, и издавать книги.
  • Имеет способность осуществлять деятельность.
  • СМИ должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Деятельность их должна быть прекращена или приостановлена.

Эти признаки жизни больше подходят к субъектам права нежели ко всему остальному. Но среди перечисленных юридических лиц, то есть их организационных форм и средств массовой информации, нет. Однако это не юридическое лицо. В роли последней выступает редакция зарегистрированного СМИ.

Виды средств массовой информации

В статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» говорится, что средства массовой информации в его правовой интерпретации – это не что иное, как одна из разновидностей распространения информации. Обычно такие формы существуют сколь угодно много, однако наиболее значимые из них законодатель выделил отдельно.

Среди наиболее значимых средств массовой коммуникации можно выделить следующие:

  • Периодическое издание.
  • Радиостанция.
  • TV программа.

В качестве примера можно привести видео и кинохроникальные программы. К ним относятся такие средства, как специализированные СМИ.

Регулярное печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нем информации с определенными реквизитами. Из них в периодические печатные издания входят следующие:

  • Газета издаётся как периодическое издание, которое выходит через короткие промежутки время, содержит официальную информацию и статьи о текущих общественно — политических, научных, производственных и других проблемах, а также литературные произведения и рекламу.
  • Журнал, является изданием, которое содержит статьи или рефераты по различным социально-политическим, экономическим, культурным, научно-техническим, художественным и другим темам, литературно-художественные произведения, которые имеют постоянную рубрикацию, официально утверждённую в качестве данного вида издания.
  • Литературный сборник – это сборник, в котором собраны литературно — художественно — научные произведения, объединенные по какому-либо признаку.
  • Бюллетень – периодическое или продолжительное издание, выпускаемое оперативно, в котором содержатся краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
  • Радиопрограмма состоит из периодичных аудиовизуальных сообщений и передачи, имеющей постоянное название и выпуск в эфир не чаще одного раза в год. В их число входят видео — и кинохроникальные передачи, состоящие из периодических аудиовизуальных сообщений, а также материалов, имеющих постоянное наименование и выходящие в свет не реже чем один раз в год.

Особые условия для распространения специальных средств массовой информации – это те условия, которые установлены законом для их регистрации или распространения продукции этих средств.

Особенные требования к регистрации установлены для:

  • Средств массовой информации, создаваемые органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов.
  • Печатных изданий, которые имеют тираж менее 1000 экземпляров.
  • Радиотелевизионные передачи, распространяющихся по кабельным сетам, ограниченному помещением и территорией одной государственной организации или учебного заведения, или промышленного предприятия либо имеющему не более десяти абонентов;
  • Аудиозапись, которая распространяется в количестве не более 10 экземпляров.

Данный перечень средств освобождается от регистрации.

Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, других форм периодического распространения масс информации существуют также иные средства массовой информации. Особенность данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.

В первую очередь к таким средствам массовой коммуникации относятся: текст, написанный с помощью компьютеров, напечатанный текст, хранящийся в информационных баз данных компьютеров, средства массовой информации, распространяющиеся в виде печатных сообщений и материалов, рисунков. Под базой данных понимается объективный вид представления информации и организации совокупности данных, систематизированных так, что они могли бы быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.

Особенность специфических форм выражения информации состоит в их наличии в законах систем телетексту, видеотекст и иных телекоммуникаций – Internet, Fidonet and других сетей, обеспечивающих возможность доступа неограниченному кругу лиц.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Несколько интересных фактов о СМИ

  • 18 апреля 1930 года диктор BBC сообщил, что сегодня не существует новостей, которые можно было бы рассказать. Вместо новостей в эфире радио звучала фортепианная музыка. Французская юмористическая газета «L’Absolu» («Свеча сапер») выходит раз в четыре года, по 29-м февраля. Всего к настоящему времени вышло 9 выпущенных номеров газеты. Кроме того, в ней публикуется кроссворд, ответы которого вы можете узнать в следующем номере через четыре года. Во время выхода специального воскресного выпуска газеты “La Bougie du Sapere” в 2004 году был выпущен специальный воскресный выпуск, который был приурочен к 29 февраля, а второй воскресный выпуск был запланирован на 2032 год.
  • На “La Bougie du Separ” можно оформить подписку стоимостью €100 за целый век. Начиная с 1970 года американская Национальная библиотечная служба выпускает в свет журнал Playboy с шрифтом, разработанным для слепых. Правда, в этот список входят только статьи из оригинального журнала и не имеется никаких рельефных картинок. На обложке первого номера журнала Life, вышедшего в 1936 году, был опубликован снимок новорожденного Джорджа Стори и заголовок «Life Begins!». В журнале регулярно публиковались статьи из жизни Джорджа: как он рос и женился, заводил детей и шел по карьерной лестнице. Журнал объявил о своем закрытии в марте 2000 года, а в июне того же года Джордж Сторри скончался от инфаркта. «Последний выпуск» журнала был опубликован с названием «A Life Ends».
  • Инквизиция, и церковь заставили Галилея отказаться от своих слов о том, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот, но своих взглядов ученый не изменил. Но знаменитую фразу – «И всё-таки она вертится!» – он не произносил. Через сто лет после публикации в Италии, этот миф сочинил итальянский журналист.
  • Журнал «Тайм» в 1938 году назвал Адольфа Гитлера человеком года. Правда, это был единственный раз, в котором фотография человека года была опубликована на обложке журнала.
  • В 1910 году преступник, приговорённый судом к смертной казни, прокричал в толпе: «Пейте какао Ван Гута!» в обмен на солидную сумму из магазина какао для наследников. «Эта» фраза была напечатана во всех газетах, и продажи резко возросли.
  • Один из ученых приобрел у продавца 20 уток и тут же распорядился их разделать на мелкие кусочки, которые он раздал птицам. «В тот момент, когда он приступил к разделке утки, она уже сожрала 19 своих подруг» — это была его любимая фраза. Эта заметка опубликована в газете бельгийского юмориста Корнелиссена, чтобы поиздеваться над доверчивостью публики. С тех пор как появились лживые новости, их называют «газетными утками».