Понятие монополии

Определение

Монополия — рынок продукции или услуг, который представляет один и тот же продавец.

В связи с отсутствием конкуренции он активно влияет на количество выпускаемых товаров и устанавливает цены на продукцию или услуги.

Приведем пример монополии: Carnegie Steel Company, создатель компании Эндрю Карнеги (ныне US Steel). Начиная с конца 19-го до начала 20-го века Carnegie Steel Company имела единоличное управление над поставками стали на рынки. Carnegie Steel Company в период монополии эффективно варьировала ценами на сталь на национальном уровне, и не имела конкурентов на свободном рынке. Постановления от правительства также не было. Э. Карнеги длительный период времени умело создавал монополию в сталелитейной промышленности, после чего JP Morgan получил доступ к компании, ее купили и переименовали в US Steel.

Монополия представляет собой рискованную структуру рынка, которая страдает от самых незащищенных слоев населения мира. Дефицит продуктов повседневного потребления, необоснованно высокая цена — только вершина айсберга.

Монополистическая конкуренция и ценовая дискриминация: понятия

Определение

Монополистическая конкуренция — это модель конкуренции, характеризующаяся относительно большим количеством производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Она встречается в повседневной жизни и воздействует на выбор массово­го потребителя.

Ценовая дискриминация означает, что одно и то же изделие или услуга продаются по различным ценам по категории покупателей. Мы, например, считаем, что цены на кинобилеты дороже вечером, чем днем. По сути, владельцы кинотеатров учитывают специфику спроса на вечерние дни и ориентируются на интересы максимального дохода.

Виды монополий в экономике и их характеристика

Для того, чтобы составить свое мнение о том, чем такая опасна и рискована монополия, или наоборот перспективна и хорошо, нужно получше изучить, какую форму может принять рынок, не конкурируя. Классификация монополий может быть множественной. Разберемся в этом, детально рассмотрев ее виды.

Виды монополий по форме собственности

В зависимости от принадлежности хозяйствующего субъекта различают монополии, принадлежащие физическому лицу или государству.

Государственные монополии — это компании, созданные и действующие под полным контролем государства. Государственный регулирующий орган контролирует качество продуктов или услуг, устанавливает цены или тарифы и определяет объем производства.

В России исключительное право на осуществление хозяйственной деятельности государство имеет в следующих отраслях:

  • Выдача наличных средств;
  • Создание этилового спирта;
  • Создание и продажа наркотических средств и психотропных веществ;
  • Орудие;
  • электроэнергетика;
  • газовая индустрия;
  • управление естественными ресурсами;

Нефтеперерабатывающая индустрия. Государственная монополия может быть частичной, если контролируется только производство или только маркетинг. Но он также может быть полным, если государственные органы контролируют все организационные процессы от начала до конца.

Частная или предпринимательская монополия создается исключительно в интересах компаний. И, как и любая коммерческая деятельность, действует на свой страх и риск. Движущей силой предпринимательской монополии является максимизация прибыли.

Виды монополий

Виды монополий по масштабу

Владелец единственного продуктового магазина в поселке и владелец лицензии на разработку нефтяного месторождения являются монополистами. Но степень их влияния совершенно разная. Поэтому монополии принято систематизировать по шкале:

  • Местная монополия. Областная, районная, сельская, городская служба. Пример: один игровой центр в районе, и единственный строительный магазин в поселке;
  • Региональная монополия. Тут уже речь идет о захвате рынка в одной или нескольких областях, автономных округах. Например: водоснабжение, электроэнергия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
  • Национальная монополия. Продавец или производитель имеет исключительное положение в одном государстве. Газовая отрасль России — это «Газпром», в железнодорожном транспорте — ОАО «РЖД»;
  • Мировая монополия. Это международные и транснациональные компании, которые устанавливают правила игры на рынках многих стран и даже континентов. Например: Microsoft занимается производством и продажей операционных систем. Несмотря на наличие альтернатив (Apple и другие компании), Microsoft занимает настолько большую долю мирового рынка, что позволяет компании ставить свои условия перед потребителями.

Виды монополий по характеру влияния

Положение монополиста тяжело назвать постоянно стабильным и надежным Многое зависит от доли рынка, которую компания сможет получить:

Абсолютная монополия. У монополиста вообще нет идеальной ситуации для конкурентов. На рынке нет аналогичных товаров, которыми можно заменить, а вход в отрасль заблокирован.

Относительная монополия. Только часть рынка монополизируется, например, путем достижения соглашения с ближайшим конкурентом. Поэтому в случае частного транспорта компании договариваются о распределении городских маршрутов. Эксперименты показали, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своих маршрутах, с другой — его положение нестабильно и может измениться в любой момент.

Виды монополий по происхождению

Формирование монополий также различно:

Естественная монополия. Формируется сама по себе. Просто потому, что предоставление услуг несколькими компаниями экономически нецелесообразно. Например, в маленьком городке два кинотеатра не нужны. Чтобы завоевать аудиторию, они оба обанкротятся, потому что стоимость содержания зала высока, а спрос слишком мал, чтобы иметь хоть малейший шанс на увеличение прибыли.

Искусственная монополия. Если нет объективных причин для того, чтобы занять лидирующие позиции в отрасли, но нет конкуренции, это рукотворная монополия. Создать его можно несколькими способами. Например, просто приобретите все появляющиеся небольшие компании. Или путем разработки уникальных устройств, которых нет ни у кого.

Государство может способствовать возникновению монополии с помощью стимулов или субсидий, выдачи лицензий отдельным представителям, с выдачей прибыльных займов под гарантию государства или налоговых льгот.

Пример искусственной монополии — Мосгортранс. Несмотря на то, что тариф выше, чем у отдельных небольших авиакомпаний, отсутствие желания обновлять флот и большое количество жалоб со стороны авиакомпаний, компания уже много лет находится в монополии только с помощью муниципальных властей.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Виды монополий по способу формирования

Рождение монополии всегда идет по одному из трех сценариев:

Экономическая монополия. Первоначальная цель управления такими компаниями — добиться масштаба. Даже для этого необходимо объединяться с конкурентами и поглощать мелкие малоэффективные компании, которые стоят миллионы и даже миллиарды рублей. Самое важно при этом достигнуть цели: получить выгоду от слияний, иметь прибыль и доминировать в отрасли.

Организационная монополия. Юридически хозяйственные субъекты остаются независимыми, но по сути они ведут единую политику развития, держат цены на нужном уровне, делят регионы сбыта. Это те самые тресты, синдикаты, картели, которые в современном обществе получили названия холдингов и финансово-промышленных групп. Распознать организационную монополию иногда удается не сразу. Часто разнообразие брендов принадлежит одной большой организационной монополии.

Технологическая монополия. Всего-то нужно создать технологию и разработать продукт. Самый уважаемый вид монополий. Честный и крайне конкурентный. Но технологическая монополия – образование хрупкое. Сроки ее существования насчитывают не больше 2-3 лет. Прошла мода на новинку, ушел определенный тренд, а конкуренты уже придумали что-то новое и интересное.

Виды монополий по сроку существования

Самый благородный и наиболее уважаемый способ добиться лидерства в отрасли в обществе — это создавать уникальные продукты или разрабатывать новые технологии. Технологическая монополия — хрупкое образование. В редких случаях срок его существования превышает 2-3 года. Вчерашняя мода на новинки тускнеет, появляется ценный альтернативный продукт или конкурент представляет его миру с более совершенной моделью.

Виды монополий по сфере деятельности

Продолжительность существования монополий может быть разной: одни компании сохраняют преимущество на рынке в течение ста лет, а другие не выдерживают конкуренции через год-два. Первый тип монополии называется постоянной монополией. Обычно они получают государственную поддержку. Частной компании без государственной поддержки сложно стать единственным представителем отрасли. Поэтому большинство из них — временные монополии.

Виды монополий по защите от конкурентов

Открытая монополия. Это результат собственных усилий компании: заключения соглашения о слиянии, изобретения инновационных технологий, грамотного использования маркетинговых методов и вывода на рынок новых продуктов. К сожалению, для владельца эта монополия всегда носит временный характер: в любой момент конкуренты могут выпустить альтернативы продукции или зрелые аналоги, дождаться истечения срока действия патентов и объединиться с другими компаниями против лидера. эта ситуация. Тем не менее, открытая монополия принесла компании заветные миллиарды долларов, правда, в краткосрочной или среднесрочной перспективе.

Закрытая монополия. Как правило, его существование поддерживается государством, чтобы защитить его от любых посягательств со стороны конкурентов.

Примерами закрытых монополий являются РЖД, Московская железная дорога и Московская железная дорога. Эти стабильные структуры, похоже, существовали всегда и будут продолжать функционировать еще долгое время.

Выполнение любых работ по экономике