Справочник

Различные формы общественного сознания и их содержание

Оглавление
Время чтения:  36 минут
1 352
Определения 1 — 2

Социальная общность – это сложная социоисторическая система, которая состоит из множества взаимосвязанных между собой факторов, которые оказывают влияние на ее жизнедеятельность. Здесь могут быть и природные, и социально-культурные явления, процессы и т.п., все эти факторы влияют на жизнеспособность социальной системы, а в конечном итоге – и, на возможности ее развития.


Среди всех факторов самым важным является общественное сознание, а также его отдельные формы.

Общественное сознание – это духовная часть жизни общества, единое духовное образование, которому свойственна определенная внутренняя структура с отображением мира бытия общества в различных его аспектах (религиозной, моральной, духовной и т.д.), которая состоит из нескольких уровней (теоретического или обыденного, теоретического или бытового).

Что такое форма общественного сознания

Составление общественного сознания состоит из совокупности философско-политических, религиозных или нравственных взглядов, концепций, мнений, чувствований, переживаний, которые усваиваются большими группами людей, руководствующихся этими идеями в своей жизни.
Сущность и формы общественного сознания бывают следующие:

  1. Религиозное.
  2. Нравственное.
  3. Эстетическое.
  4. Философическое.
  5. Политическое.
  6. Правовое.
  7. Научное.

В общественном сознании отражается реальное бытие определенного сообщества людей, в определенное время его существования. Однако, в некоторых случаях общественное сознание может быть неадекватным общественному бытию, что обусловлено его стремлением к саморазвитию.

На основе аспектного подхода выделяют различные формы общественного сознания и их уровни. В процессе рассмотрения его по уровням происходит оценка идеологии как уровня общественного сознания и как способа духовной деятельности человека.
Но в этом случае такая точка зрения объясняет жизнестойкость различных фетишистских форм общественного мнения, именно это дает возможность отделить характер мотивации деятельности человека от содержания идей на двух уровнях, на теоретическом, и на обыденном.

Общественное сознание по отношению к бытию «горизонтальных структур» общества дает возможность сделать вывод, что любой социальный класс, любая страта, класс, общество и т.п. являются своими идеологиями, которые базируются на определенных характерных им признаках бытия. Это говорит о том, что в любой социальной среде есть многовекторность общественного сознания.

Аспектный подход предполагает, что общественное сознание может представлять не просто бытие общества, но и определенную сторону человеческой деятельности, саму жизнь общества (жизнь общества) и человеческую жизнь (жизнь общества). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что общественное сознание – это не просто регулятор жизнедеятельности общества, но и также потенциал моральной составляющей общества, в которой даже в самых идеализированных концепций есть полезные и рациональные основания для их усовершенствования.
В общественном сознании существует два уровня: первый уровень – это обыденное сознание, второй – это теоретическое.

Обыденный уровень сознания

Определение 3

Обыденный уровень общественного сознания представляет собою совокупность разного вида и типа воззрений, отражающих присущие им связи в явлении бытия всех сообществ людей, которые охватили этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и иные общества.
Вероятно, знание на уровне обыденного сознания может быть истинным. Однако все зависит от содержания и «зрелость» явлений, сформированных на основе взглядов, а также тех субъектов, которые их формулируют.

Социально-политическая ситуация, сложившаяся в Украине в 2013 году, наглядно продемонстрировала, что возникшие сущностные черты общественного бытия, не отражают в полной степени субъективный фактор воззрения, что вызвало противоречия в обыденном сознании и природе общественного бытия.

Теоретический уровень сознания общества

Определение 4

Теоретический уровень общественного сознания представляет собой совокупность систематизированных видов воззрения, отражающих сущностные закономерность бытия общества. Его исследование происходит в разных интерпретациях, что позволяет понять его развитие. Необходимо отметить, что основной задачей теоретического уровня общественного сознания является применение этого в различных идеологиях, которые отражают закономерности развития общества, опираясь на мнения и интересы тех или иных классов, социальных общностей либо институтов.

Конечно, идеология не лишена познавательного характера, однако от науки ее отличает преобладание классового или национального интерес.

По отношению к обществу общественное сознание аналогично человеческому разуму в контексте того, какое влияние оно имеет на духовную сферу общества. Следует заметить, что общественное сознание обуславливает теорией и практикой социальной регуляции.

Общественное сознание помогает обществу формировать принципы общественного права, осуществлять согласование усилий индивидом, различных социальных групп общества в разрешение конфликтных вопросов относительно общественного развития, а также принимать участие в формировании согласованной общественной позиции основным направлениям в политической, экономической и социальной сферах.

Современная философская наука выделяет некоторые ее формы, которые определяются по критерию содержаний взглядов в общественном сознании: религиозное и моральное сознание, эстетическое и правовое сознание, научное и правовое сознание. Их возникновение обусловлено развитием общества, в котором общественное сознание приобретает способность приобретать более сложные формы.

Появлению различных видов сознания способствовало накопление опыта в определенной сфере, когда социум мог отразить общественное бытие в определенной форме. В этом плане важно отметить, что все сферы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом и не имеют четкого разграничения. В любом виде присутствуют определенные особенности и специфические черты, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, требованиями общества и человека.

Религиозное сознание как форма общественного мнения

Определение 5

Религиозное сознание – это совокупность убеждений, мировоззрений, взглядов, которые основаны на вере в Бога, в Его могущественную силу и в отражающих общественное бытие людей как творение высшей сущности, призванное жить по воле Бога, приходящей к людям в качестве божественного откровение.

Для религиозного сознания характерны социальные предпосылки. Они возникают в беспомощном состоянии человека, его неспособности регулировать законы природы и отношения людей. Другими словами, религия – это страх человека перед природой, его беспомощность перед угнетением и отчуждением во всем обществе, а также переход сознания людей с установки изменить действительность земной действительности на иллюзии справедливости в другом мире.

Религиозное сознание


Первые этапы возникновения общественного сознания связаны с мифами. А спустя некоторое время после того как мифы закончились — появилась религия и мифология.

Через некоторое время и религия, и религиозная культура стали средством социальной интеграции, обеспечивающим единство общества и его целостность. Также интересно отметить тот факт, что одновременно со всем этим, религиозное сознание является ограничением творческих возможностей социализирующихся людей.

Если рассматривать с точки зрения гносеологии, то религиозное сознание можно понимать как способность сознания абстрагироваться от причинных связей, а также неспособность узнать причину множества разнообразных явлений в природе и социуме.

Психологические основания для религии и религиозного чувства заключаются в эксцентрической сущности человеческого существа, его открытости, любознательность и незащищенности. Именно поэтому человек является примером целостности конечного и бесконечного. В этом заключается его осознание того, что Вселенная вечна и переживает собственную конечность.

Смерть природного начала логична, но это никак не относится к духовному началу. А человек стремится к бессмертию, и обрести его может только в религии. Именно поэтому внутренний мир человека сосредоточен исключительно на диалоге с самым совершенным из собеседников, с которым наиболее удобно молчать, чем вести диалог. Ищет он своего идеального собеседника в обществе, но находит только в Боге.

Благоприятные условия для функций религиозного мышления находятся на уровне, занимаемом в общей системе общественного сознания. Однако, исторически сложилось так, что данный вид сознания постоянно менялся и принимал различные формы, это происходило из-за изменений в сфере общественного бытия. Как известно, в первобытном обществе существовало религиозное сознание как аспект синкретического сознания. И именно в античные времена основным фактором для формирования принципов общественного сознания была философская мысль, а в эпоху средневековья – религиозное сознание, оно и способствовало формированию всех наличных форм общественного сознания.

На смену приходит утрата религиозного сознания в эпоху фетишизации денег и потребления товаров и капитала. По-прежнему оно остается в статусе самостоятельной формы сознания, но уже не влияет на содержание и направление общественного сознания. Он все больше и больше сомневается во всем остальном – в том числе и в святости самого религиозного сознания; теряет веру в святость всех остальных вещей, кроме своих потребностей.

Несомненно, религиозное сознание общества оказывает определенное влияние на становление человека, поскольку в современных условиях постиндустриального развития общества человек все еще сохраняет свое право на свободу выбора и проявление собственной инициативы. Индивид вправе выбирать любой вероисповедание (и даже принять атеистическую позицию), но только в том случае, если этот выбор ведет к антисоциальным последствиям, нарушению прав других людей или общественных норм.

В современных условиях жизни ни одна форма сознаний не является внутренней однородной или неизменной структурой. В религиозном сознании постоянно происходит процесс развития. Каждый новый вид религии создает новые представления о бытии, иначе он интерпретирует. Некоторые религии исчезают навсегда, на их место приходят совершенно новые.

Нравственное сознание человека

Религиозное сознание как форма общественного сознания имеет характер специфического феномена духовной жизни народа и духовного производства. До сих пор не изучены возможности религиозного сознания по-прежнему до конца неясны, и даже в эпоху научно-технического прогресса религиозное сознание играет существенную роль, определяя развитие и становление в человеке человеческого и необходимого элемента проявления человеческого в обществе.

Мораль как форма общественного сознания возникла и сформировалась как следствие объективной потребности человека в получении им собственной качественной определённости и социального статуса (социального положения), которые образуются в процессе общения с другими людьми.
Содержанием морали является совокупность взглядов, воззрений, идей, сформированных на основе отражения общественного бытия посредством добра или зла, а также норм, правил, оценок поведения человека, групп людей, ведущих процесс формирования отражений духовных конструкций, тем не менее обосновывается и закрепляется в таких регуляциях, как справедливость, общественный идеал, закон.

Общественная потребность в общении, позволяющая объединять людей отношением понимания, доверия и взаимопомощи, и есть реальная основа морали. Это желание получило свое логическое наименование – потребность в человечности.

Моральные нормы формировались еще в Античные времена, когда философия показала свое отношение к проблеме человека, хотя в реальности многие принципы морали уже были приняты. Данное свойственно всем народам, в их число входили также славяне, это отразилось в сказках, которые передаются из поколения в поколение, они дошли до наших дней.

Сократ в своих трудах говорил о том, что такое добродетель. Это было сказано в его высказываниях еще до того, как он стал говорить о том, что в жизни каждому из нас необходимо рассчитывать только на свои собственные убеждения. Добродетельный человек – это идеал, совершенство. Принимая во внимание интересы других людей на тех условиях, что они имеют в виду сами (как свои), совершенный человек строит добрые отношения с миром.

Аристотель древнегреческий философ
Аристо́тель — древнегреческий философ.


Основоположник нравственной теорииАристотель – утверждал о том, что человек в процессе своей жизни должен придерживаться золотой середины, другими словами избегать недостатка, но при этом быть довольным и не стремиться к излишеству. Этот человек обладает такими качествами как дружелюбие и мужество; он имеет такие качества как правдивость и смелость; он имеет такие качества как умеренность, щедрость и честолюбие.

Определение 6

Совершенный человек – это сфера обязанностей, но такая, которая находится в пределах возможного для любого человека как «разумного или полисного».

Тогда же, во времена Средневековья, когда религия была вытеснена из сознания людей, критерии добра и зла были исключены из описания человека. Некоторые говорили о том, что добродетели не нужно учиться, а можно просто накапливать в себе характер совершенного человека. Это самое главное, чтобы человек смог принять нравственные нормы, которые были созданы Богом до его появления на свет, и в силу этого, они являются общезначимыми для всех, абсолютными и непреложными.

Для Нового времени характерно стремление к соединению существующих взглядов на мораль и этического учения, а также попытка создания нового взгляда на мораль и этическое учение. Не менее занимательным был поиск ответов на вопрос о том, что же такое мораль под видом свойства отдельного человека превращается во всеобщую социальную организующую силу и как эта сила может блокировать эгоизм отдельно взятой личности. Это было предсказуемо, поскольку только разум в форме просвещения или воспитания способен обуздать анархию эгоизма, тем самым помогая осуществить переход от индивида к роду через соединение индивидуальной добродетели и общественной справедливости.Стоит отметить, что практика была направлена не на гармоничное развитие, а на противостояние человека и общества.

И. Кант утверждал, что мораль не может быть выведена из опыта. А если это так, то она не может быть и теорией о сущем. Мораль – это учение о том, что должно быть.
В современном мире, говоря о морали как о форме общественного сознания и ее содержании, делается акцент на том, что она состоит из системы норм (правил), моральных качеств, морального идеала или морального принципа. Одна категория регулирует сущность социального бытия: справедливость, общественный идеализм, смысл жизни и т.д. Есть категории, которые определяют уровень нравственно-эстетической зрелости человека: долг, честь, совесть, достоинство, ответственность. Особенность моральных требований состоит в том, что они носят всеобъемлющий, общечеловеческий характер, снимают различия между субъектом и объектом, указывают на высшую степень обусловленности, к ней применимы свои санкции в форме общественного мнения, отвечающего требованиям должного.

Определение 7

Логическая составляющая бытия морали как формы общественного самосознания – это логическая обязанность. Она является координатором действий человека относительно его возможностей проектировать самого себе, создавать свою жизнь, при этом четко расставив приоритеты смысла и образа жизни.

С точки зрения связи между моралью как формой общественного сознания и нравственностью человека, следует сказать, что она является неким видом морали, которая была усвоена человеком. Если рассматривать данную связь в рамках данной взаимосвязи мораль представляется как идеализированная форма человечности, которая обращала внимание индивида на необходимость критического подхода к обществу и к самому себе. По этой причине мораль позволяет людям сближаться друг с другом и с обществом в целом, а также скреплять отношения между ними и обществом в целом.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Эстетическое сознание как форма общественного сознания


Главной формой общественного сознания является эстетическое. И в этом смысле эстетическое сознание – это форма общественного сознания (общества), представляющая собой совокупность конкретно-чувственных художественных произведений (образов), которые отражают бытие посредством прекрасного и безобразного, имеют специфическую форму освоения, осознания людьми действительности, закономерности и принципы создания совершенных форм отображения сущностных признаков, внутренней природы реально существующего мира.

Эстетическое сознание является специфической формой отражения окружающего мира и его практическое усвоение, которое, в свою очередь базируется на эмоционально-образном и художественном представлении о нем.

Определение 8

Эстетическое сознание – это часть искусства на уровне выражения художественной культуры. Именно поэтому в литературе эта форма общественного сознания называется искусством.

Г. Гегель в своих работах рассматривал искусство как форму общественного сознания. Он называл его «мышлением в образах», как мир представлений и образов, параллельных реальному. Благодаря художественным образам мир открывается человеку и одновременно обогащает его духовно, так как мышление в образах сосредоточивается на открытии красоты мира. Сущностные силы человека формируются из красоты мира, добра мира, истины мира. Однако отсутствие хотя бы одного из них делает сомнения в его принадлежности к обществу.
Человек, который не способен делать добро и понимать красоту этого мира, способен только на зло.

Для того чтобы подчеркнуть это обстоятельство необходимо сказать о том, что триада истины, доброты и красоты имеет свой религиозный аналог. В религии вера и надежда связаны с истиной, надежда – с добром, любовь – с красотой. В итоге, любое соприкосновение человека с прекрасным, позволяет человеку возвыситься над миром суеты и стать немного добрее, умнее и красивее.

Конечно, эстетическое сознание как форма общественного сознания было ответно на общественную потребность. При этом происходит процесс общественного разделения и потребности культуры воспроизводить деятельность человека в соответствии с ее первоначальной полифункциональностью. С одной стороны это означает, что одновременно с этим и слитно осуществлять материальные и духовные методы освоения мира.

Можно сказать, что искусство не только отображает действительность, но и показывает в полной степени ее потенциал, который имеет более существенное содержание, нежели внешние проявления. И он же и дает возможность входить в будущее настоящему, поскольку указывает направление человеческих желаний и стремлений, обнажает неучтенные потребности и показывает на нереализованные желания, но требует своего осуществления.

Эстетическое сознание регулирует поведение человека. Это отличие от норм морали в том плане, что оно ориентировано на конкретное поведение личности посредством художественно-образных средств, которые задают настрой на жизнь. Настрой этот состоит в чувственно-эмоциональной основе образа, суть которого – почувствовать и пережить невидимое, но воображаемое, почти реальное содержание и тем связать его с идеалом прекрасного или безобразия. А такое восприятие необходимо для того, чтобы понять произведения искусства. Однако не стоит забывать, что многое зависит и от вкуса самого человека. Необходимо помнить, что искусство – это творческий тандем: исполнителя и потребителя.

Из этого следует то обстоятельство, что не достаточно для искусства быть красивым и совершенным, оно должно еще и быть действенным. Кроме того, нужен и оппонент, который бы помог ему совершенствоваться. В этом процессе возникнет человек, способный создавать себя по законам красоты и осваивать мир опираясь на них.

Правовое сознание

Определение 9

В силу своей многогранности, правовая мысль исследуется на разных уровнях и разными дисциплинами. По мнению философа, правовое сознание – это особая форма общественного сознания, которая тесно связана с иными формами.

В правовом сознании есть своя особая форма общественного сознания, которая представляет собою совокупность взглядов, идей, концепций, целей, отражающих бытие общества посредством разрешений и запрещений, представляющих отношение индивидов (социальных групп, страт, сословий) к праву, законности, деятельности судов.

Определение 10

Право – это то что существует внутри общества (в том числе принципы и требования), но не ограничивается им. Оно представляет собой особое измерение конкретной юридической реальности — правового сознания, которое складывается из правоприменительных решений и степени сознания правовых норм, а также их адаптации на поведенческом уровне. Однако в этом случае правосознание является мнением человека или группы людей относительно природы и сути действующих правовых норм.

По этой причине связь правосознания и права усложняется еще и тем, что правовые положения и разумное отношение к действующему праву формируются в процессе правового образования и воспитания. В раннем возрасте каждый человек получает определенные правовые навыки.

И именно от правосознания граждан зависит функционирование право и его интеграция в жизнь общества.
Одна из основных особенностей правосознания – это его обращение к действующему праву, практикам его объяснения и правоприменения; ориентация на будущее. Это свойство правосознания обусловлено качествами субъектов, носителей этой формы общественного мнения, в силу того, что человеку свойственно смотреть в будущее.

Правосознание имеет определенную структуру, которая состоит из правовой психологии, правовой идеологии, индивидуального, группового и общественного сознания, повседневного и теоретического сознания, профессионального правосознания. Правовая психология базируется на обыденным сознании и регулярно снабжается эмпирической практикой людей в связи с реальным положением правовых законов. Оно способствует эффективной деятельности субъективной правовой инициативе. Неправильное применение законов на уровне правовой психологии приводит к появлению проблем в процессе их реализации, а также создает сложности в работе правоохранительных органов.


В правовой идеологии выделяют теоретический уровень правосознания и включают в себя совокупность правовых взглядов, идей, концепций, которые отражают и оценивают право и правовую действительность. Однако понимание проблематики права и разрешение проблем происходит отнюдь не стихийно, а в организованном порядке, при участии подготовленных специалистов.

Правовое сознание, которое формируется у граждан, дает им возможность оценивать правовые нормы и ориентироваться в общественной жизни, тем более обеспечивать регулирование общественных отношений. Оно подталкивает граждан к определенному типу поведения, побуждает граждан, не имеющих представления о правовых нормах, вести себя соответствующим способом.

Правовое сознание позволяет с помощью субъектов владеющих им, выполнять и достаточно обоснованные прогнозы по развитию права и его роли в обществе и человеке, а также регулировать общественные отношения.

Не секрет и то, что уровень правового сознания у всех людей разный. Но оно может быть и на уровне обычного человека, и на уровне специалиста. В этом заключается вся суть правовой культуры, которая обеспечивает производство и воспроизводство юридических воззрений.

Интересно

Совершенствование правовой культуры народа должно происходить с совершенствованием правовой культуры отдельной человеческой личности. Но только такая взаимосвязь позволяет вести диалог обществу со своим гражданином и строить отношения взаимопонимания законодателя и гражданина, на субъектно-субъектных и субъектно-субъектных уровнях отношений. Но только это поможет не превращать гражданина в жертву манипуляции со стороны авторитета власти, и решить проблемы прав человека, а не просто занести их в декларацию.

Политическое сознание

Именно политическое сознание является наиболее важным элементом в процессе формирования политического сознания у всех форм общественного сознания. Это было сформировано еще в античные времена, но его статус вырос лишь с развитием капитализма. В этот период политики получали подпитку от экономической деятельности и выступали как ее концентрация.

Оно представляет собой форму общественного сознания, которое отражает бытие общества посредством властных отношений и состоит из комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний, которые служат основой для осознания политической области социальными субъектами и включения их в процесс завоевания и использования политической власти в своих руках.

И по своей природе политическое сознание является идеальным, духовным элементом политической деятельности, политики. Тем не менее следует отметить, что содержание политического сознания отнюдь ни ограничивается знанием о том, как рационально мыслить (каковым является знание), а представляет собой продукты чувственного восприятия и оценки.

Определение 11

Политическое сознание – это продукт одновременно как адекватного, эмоционального и волевой освоения человеком содержания политической жизни общества.

С помощью различных идеальных образов, которые помогают социальной общности или отдельным людям отражать политическую действительность, формируются структуры политического сознания, обусловленные структурой политического сознания в целом и формами отражения объектов действительности: рациональными и иррациональными. Это обусловлено тем, что политическое сознание имеет связь с деятельностью в него ещё включен и волевой компонент.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в структуре политического мышления выделяют несколько составляющих:

  1. Рациональное (идеи, концепции, теории.
  2. Иррациональный (оценка и желание).
  3. Волевой (мотивы, стимулы, интересы и др., побуждающие отдельного человека или социальную группу к политической активности).
Определения 12 — 13

Политическое сознание – это два уровня: идеологический и социально-психологический.

Политическая идеология – это система идей, теорий, взглядов, концепций, которые отражают процесс развития общества, народов и человека во взаимосвязи с определенной группой людей.

В плане социально-психологической составляющей политического сознания это совокупность чувств (эмоций, поведенческих установок), отражающая актуальные интересы людей, граждан страны с позиции каждого класса под воздействием конкретно-исторической социальной ситуации, закрепляемой в общественном мнении и проявляющейся в массовом социальном поведении членов общества.

С учетом содержания и потенциала политического сознания это возможно сделать, так как все субъекты политических процессов должны предварительно сформировать и закрепить в своем сознании или в уме образ этого действия. Еще необходимо сказать о том обстоятельстве о том, что политическая система общества постоянно развивается, и поэтому ее будущее также должно отражаться во взгляде на политическое самосознание.

В этом случае политическое сознание является идеальным регулятором политической системы общества. Именно здесь и сейчас необходимо подчеркнуть особенность политического сознания – выделяться в самостоятельную подсистему на том месте и во время становления института государственного управления (государственной службы), и публичной власти.

Как и другие формы общественного сознания, политическое сознание способно раскрывать свои возможности посредством политической работы людей, их восприятия к политическим процессам в стране. Именно через нее происходит воздействие политической идеологии на граждан. Политическая система общества построена на его благо, но сами граждане, субъекты или объекты политики совершают собственную политическую деятельность согласно установкам власти властвующих социальных групп.

Особенности воздействия на граждан со стороны политической идеологии:

  • Если политическая система позволяет гражданам овладевать политическим сознанием при помощи идеологии (идеологии), то это может привести к объединению и связыванию их одних ценностей с другими. Абсолютно точно можно сказать, что идеи, которые овладевают массами, становятся реальной политической силой. При всем при этом важно помнить о том, что политическая идеология может таким образом скрывать истинные интересы и цели самого государства (и господствующей группы) и их скрытых целей.

    Благодаря такой силе, идеология может указывать на направление гражданам страны в сторону конкретных дел (или поступков) посредством внедрения критериев оценки настоящего и будущего во внутреннем сознании.
  • Политическая идеология обеспечивает мобилизацию широких масс населения относительно конкретных действий, защиту от захвата или борьбу с противником.
  • На это указывает то, что идеология консолидирует общество, а также показывает ее мощь. И здесь не лишним будет упомянуть тот момент, что Великую Отечественную войну против фашистских захватчиков вела общество идеологически консолидировано и одержала победу. В современной России эта истина обретает множество подтверждений и демонстрирует важность в укреплении суверенитета страны и ее единства.

В настоящее время одним из важнейших элементов политической системы является социально-психологический компонент и общественное мнение. Здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что политическая деятельность – это отражение всего человеческого чувственного компонента бытия людей.

Первое — проявление инстинктов, которые являются негативными — агрессия или жадность.

Второе — проявление инстинктов, которые являются позитивными — солидарность и самосохранение.

Политическая жизнь сегодня демонстрирует, как иррациональные аспекты политического сознания влияют на ход политических процессов. А это самое активное воздействие происходит именно в политическом терроризме, который уже охватил многие страны.

Кроме того, к иррациональной составляющей политического сознания относятся правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика и знаковая система, которые выражаются разными способами.

Научно-просветительское сознание

Это еще одна форма общественного сознания. В научном сознании есть упорядоченное и рациональное отображение реальности мира посредством научного языка, система научных дисциплин, теорий, моделей, раскрывших изучаемые объекты в качественных признаках, которые характеризуют их природу и сущность, закономерности появления, деятельности и развития, тем самым подтверждая их в общественной практике.

Всеобщая неизбежность появления научного сознания была предопределена ходом развития человечества и человеческого сообщества. Эти противоречия были обусловлены производственными или духовными противоречиями, которые на протяжение многих столетий сопровождают развитие человека и общества. Кроме этого, само возникновение науки стало одним их ключевых факторов, которые повлияли на формирование научного сознания.

Однако, как известно, наука – это сложное социальное образования, созданное человеком для адекватного описания законов природы (социальной среды), фиксирования их в знаниях и проверки или опровержения, но в общем потоке предназначаться для постановки прогноза, формирования социоприроде, обеспечения безопасного пространства для будущего проживания человечества.

Как известно, история показывает на собственном примере, что наука стала самостоятельной формой общественного сознания, социального институционального института и деятельности людей. Это результат научного труда в виде научных знаний и его достоверность подтверждена критериями науки.

Одним из основных признаков научного сознания является ее системность. Это объединение научных знаний происходит посредством идеи о том, что они представляют собой единое воззрение по данному вопросу. Они связаны между собой законами логики, имеют общую структуру и функции. Это означает, что система научного знания – это реальная система, существующая в обществе.

Структуру современного научного познания объясняют естественные, технические общественные и гуманитарные науки. Помимо этого, научное формирует очень важную сферу восприятия человеком многообразного мира. Он представляет собой единство, отражающее культуру общества в отношениях с другими формами общественных сознания. Речь идет о том, что здесь подразумевается искусство, религия, философия, право и политика.