Справочник

Автоматизированные информационные системы (АИС)

Оглавление
Время чтения:  6 минут
2 968

Рост информационных объемов в информационной системе предприятий и организаций, потребность в значительном ускорении и применении более эффективных способов ее обработки, являются главными факторами, нуждающимися в автоматизации информационных процессов.

Так, структурированная четкая информация о происходящем на предприятии – это основа для анализа деятельности в целом, для оптимальной выработки стратегических решений по увеличению роста продаж и повышению общей рабочей эффективности. Данные задачи легко решаются при помощи автоматизации информационных процессов. Она подразумевает применение программного обеспечения в совокупности с современными компьютерными устройствами.

Автоматизация информационных процессов позволяет повысить эффективность труда и производительность каждого отдельного работника предприятия, улучшить качество продукции, информационных услуг и скорость обслуживания клиентов.

Задачи АИС

Автоматизация информационных процессов включает в себя эффективное решение следующих задач:

  • Сведение к минимуму рутинных задач в рабочем процессе;
  • Уменьшение трудозатрат, которые определяются при выполнении традиционных информационных операций и процессов;
  • Скорость выполнения процессов преобразования и обработки информации значительно возрастают;
  • Увеличение показателей качества и оперативности обслуживания клиентов предприятия или организации;
  • Точность информации увеличивается (как учетной, так и отчетной), а проведение статистического анализа получает более широкие возможности;
  • Обеспечение больших организационных возможностей и эффективности применения информационных ресурсов, благодаря использованию современных информационных технологических решений;
  • Полная замена или качественная модернизация отдельных элементов в традиционных технологических решениях;
  • Расширение возможностей для эффективного обмена информацией, участия в проектах, которые будут обеспечивать развитие и интеграцию.
Определение

Автоматизированная система – это система, которая реализует технологию выполнения установленных функциональных задач в автоматизированном порядке. Она состоит из сотрудников организации или предприятия и комплекса средств автоматизации их деятельности. Так, к разновидности автоматизированных систем относятся и информационные системы, которые необходимы для эффективного хранения, обеспечения грамотного поиска и передачи информации, соответствующей запросам.

Автоматизированная информационная система (АИС) – это совокупность устройств и программных средств, которые предназначены для автоматизации деятельности предприятия или организации, и связаны с хранением, передачей, поиском и обработкой всех объемов информации. АИС призваны обеспечивать качественное удовлетворение информационных запросов многочисленного пользовательского сектора, благодаря эффективному хранению, поиску и передаче информации, согласно запросам.

Для хранения всего объема информации АИС используются специальные базы данных. База данных – это организованная структура, в которой совокупность однородных данных, преимущественно больших объемов, размещается в таблицах и отображает состояние объектов и их отношений в определенной предметной области. Управленческая функция по отношению к информационным процессам в базах данных осуществляется посредством систем управления базами данных.

К классическим примерам АИС можно отнести системы банков, автоматизированную управленческую систему предприятий, систему резервирования автобусных или авиационных билетов и др.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Основные типы АИС

Данные информационные системы, как и многие другие объекты и системы, принято делить на отдельные типы. При этом, каждый тип выполняет свою определенную функциональную задачу:

  • Охватывает один процесс на одном предприятии;
  • Объединяет несколько процессов на одном предприятии;
  • Обеспечивает качественное функционирование одного процесса в масштабе совокупности нескольких взаимодействующих предприятий;
  • Реализует работу нескольких систем или процессов в масштабе совокупности нескольких предприятий.

На практике, с точки зрения перспективности и распространенности, выделяются следующие АИС:

  • Гипертекстовые системы;
  • Интеллектуальные системы;
  • Документальные системы;
  • Фактографические системы.

Создание специальных рабочих мест, которые имеют название — автоматизированное рабочее место (АРМ), является важным аспектом для обеспечения работы АИС. Автоматизированное рабочее место – это совокупность устройств, средств и предметов меблировки, которые необходимы для выполнения различных информационных задач. Среди общих требований к АРМ можно выделить – конструкционная эргономичность и простота настроек под конкретного пользователя, возможность обработки и поиска документов в оперативном режиме, оперативный обмен информацией между сотрудниками предприятия и другими лицами или организациями за его пределами, безопасность для людей.

В целом, АИС можно охарактеризовать совокупностью автоматизированных информационных технологий, которая необходима для обслуживания потребителей по информационной части. Основные технологические процессы и компоненты современных АИС представлены на Рис. 1.

технологические процессы и компоненты современных АИС
Рис. 1. Основные технологические процессы и компоненты современных АИС

АИС могут иметь простую структуру (элементарные справочные системы) и сложную (системы с прогностическими решениями). Хранение информации в АИС на физическом уровне может выполняться при помощи внешних накопителей, встроенных устройств памяти и дисков. На программном уровне информация может храниться в системах управления базами данных, в файловой системе ОС и в системе хранения документов, мультимедиа и др.

Современная АИС способна стать многофункциональным инструментом для различных предприятий и организаций. К ее возможностям можно причислить увеличение производительности всех сотрудников, рост качественного показателя обслуживания клиентской базы, снижение излишней трудоемкости рабочего процесса и сведение к минимуму ошибок в действиях работников.