Справочник

Функции искусства в современном обществе

Оглавление
Время чтения:  10 минут
1 468

В древние времена искусство было неотъемлемой частью жизни людей, помогая им осваивать и творчески преобразовывать мир. Благодаря искусству формируется индивидуальное отношение человека к действительности, и он фиксирует его в произведениях искусства. Литературные произведения, которые дошли к нам из глубины веков, повествуют о жизни и социальных отношениях людей, об их духовной культуре. В процессе развития общества, и социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.

Определение

Искусство – это результат творческого процесса человека, который заключается в создании образов, которые отражают реальность или вымышленный мир в художественном произведении.

По средствам художественного образа возможно передавать те чувства и эмоции, которые не могут быть переданы в словесной форме – чувства, эмоции, переживания. В этом смысле искусство является отражением не только материального мира, но и внутреннего мира человека, его отношения к среде, в которой он живет. Как известно, искусство – это и определенная форма познания окружающего мира (как в прямом, так и в переносном смысле), а также способ оценки прекрасного или же безобразного.

Происхождение искусства, основные теории

Биологическая теория

Возникает искусство из потребности привлечь внимание противоположного пола. На основе эмоционального возбуждения, возникающего при преобразовании и переходе энергии элементарных влечений на цели высокого творческого труда, искусство возникает из внутреннего конфликта, который возникает в психике человека, находящегося в состоянии конфликта.

Игровая теория

Причинами возникновения искусства в потребности человека расходовать в работе энергию, в желании тренировать навыки социальных ролей.

Магическая теория

Художественная деятельность — это вид магии, который внедрен в повседневную жизнь еще первобытного человека и является формой искусства.

Трудовая теория

При этом, искусство является результатом работы: полезные качества продукта становятся объектом эстетического наслаждения.

Основные функции искусства

Если говорить о понятии функции искусства как таковой — это роль, которую оно играет в жизни каждого человека и общества в целом.

Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:

  1. Идеологическая функция – это выражение принятого обществом мировоззрения, представления
    о мире. С древнейших времен и до наших дней искусство является одним из важнейших инструментов
    формирования общественного сознания, оно способствует закреплению в обществе существующих идеологий. Как
    правило, идеологии были внедрены людьми через мифы, поэтому можно сказать о том, что в первобытном
    обществе идеологию создавали мифы.
  2. Социальная функция. Она является основной функцией искусства, которая “идет сверху”,
    т.е. определяется правящими структурами общества и направлена на закрепление существующий социальный
    порядок, определенной социальной иерархии людей. Эти иерархии отражают мир богов, а также мир духов. Это
    утверждение в религиях считается божественным происхождением власти, которая является прерогативой Бога
    и не может быть изменена ни одним человеком.
  3. Общеобразовательная и воспитательная функции – это функции передачи знаний молодым
    поколениям людей. С помощью искусства знания передается и закрепляется непосредственно в образной форме,
    условном языке искусства передаются идеи, понятия.
  4. Коммуникативно-мемориальная функция – это передача сообщения в пространстве и времени,
    с этой задачей связан знаковый характер многих изображений. В пиктографическом и идеографическом письме,
    постепенно изменяясь, они превратились в письменность, буквенные знаки потеряли свой изобразительный
    характер. По мнению исследователей, мемориальная функция связана с культом предков — культурной связью
    поколений была магическая церемония, которая включала в себя изображение предков, реликвии. Памятники,
    связанные с культом предков: памятники, посвященные богам, дольмены, курганы, менгеры – все это было
    рассчитано на многовековое существование, поэтому и сохранилось до наших дней.
  5. Познавательная функция – связана с возможностью познания через эмоции, отождествления
    образа с предметом. На основе анализа строения, пропорций и анатомии изображаемого предмета человек
    создает изображение.
  6. Магико-религиозная функция – это стремление человека овладеть силами природы через
    художественное отображение. Эта функция связана с охотничьей магией, появление «охранных знаков».
    Древний художник был одновременно и магом – проводником между миром земным и миром священным.
  7. Эстетическая функция – это поиск «универсальных законов красоты». В древние времена
    человек пытался найти наилучшие сочетания цветов, пропорций, форм. Давно уже известно влияние искусства
    на психику людей: оно способствует снятию напряжения с нервной системы человека и его расслаблению. По
    мнению древнегреческого философа Аристотеля, цель искусства – это достижение катарсиса – возвышенного и
    очищенного состояния души.

    Начиная со времен Античности, искусство становится все более
    специализированным и универсальным по отношению к проявлениям человеческой личности.

  8. Художественная и концептуальная функция – это активная, философско-эстетическая
    функция, которая направлена к пониманию состояния мира, к решению каких-то нравственных или политических
    проблем эпохи. В авторской концепции может быть также отражена новая творческая манера, соответствующая
    новым задачам искусства в изменяющемся мире.
  9. Функция предвосхищения – в ней выражается индуктивность человеческого мышления –
    способность человека к логическим построениям на основе анализа повторяющихся явлений. Это свойство
    присуще фантастическим и утопическим произведениям искусства, которые оказали влияние на развитие
    общественной мысли эпохи.
  10. Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-художественным
    воздействием искусства на людей, которые стремятся к активной социально-политической деятельности по
    преобразованию общества. Функция эта характерна для кризисных, революционные эпох, она направлена на
    формирование «образа» социального устройства и человека.

 

Виды и жанры изобразительного искусства

В древние времена искусство было гораздо более тесно связано с различными сферами человеческой деятельности и культуры, чем сейчас.

В древнем мире тогда еще не было слова “искусство”, а греческое слово «Techne» означало понятие «техника», «мастерство». Были некоторые науки, которые относились к искусству: математика, астрономия, история, философия. В средневековье архитектура, искусство, скульптура были частью ремесел.

Изучение искусства как системы отдельных видов появилось только в эпоху Возрождения – предпочтение отдавалось живописи и скульптуре.

Впервые систему классификации в области искусства предложил немецкий философ В.Ф. Гегель (1770—1831). Он считал первым видом искусства — архитектуру, потому что она соединяет в себе физическое и духовное начало. С помощью языка символов архитектура создает «родственную духу» среду. Он отмечал, что “внутренний духовный мир” в скульптуре “ переходит в чувственный облик, а обе его стороны сливаются друг с другом таким способом, что ни одна из них не является ниже другой”. По мнению Гегеля, искусство это – скульптура, живопись, а также музыка и поэмы.

В зависимости от средств, с помощью которых создаётся произведение, искусства можно разделить на три категории:

  1. Пространственные искусства (образ существует в пространственно-временном континууме и не меняется во времени)
  2. Временные — это образ, который существует во времени и не меняется в пространстве.
  3. Пространственно-временные (образы существуют и изменяются в пространстве и во времени).

В качестве пространственных искусств выступают живопись и скульптура; в качестве временных — музыка и танцы; к пространственно-временным — кино, театр, танец.

Место архитектуры в системе мира искусств

Архитектуру, если ее понимать, как совокупность постоянно изменяющихся во времени архитектурных форм, можно отнести к пространственному искусству, но если ее понимать, как систему изменяющихся во времени архитектурных конструкций, то ее можно отнести к пространственно- временному искусству.

Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:

  1. Знаки изобразительного типа: предполагают сходства с чувственно воспринимаемой реальностью (например, живопись, скульптура, графика, литература).
  2. Неизобразительные знаки призывают к ассоциативно-образному мышлению (музыка, танец).
  3. Знаки смешанного типа: характерны для синтетических видов искусства.

(словесно-музыкальными, архитектурно-живописными, музыкально-живописными и т.п.).

Каждый вид искусства имеет свои выразительные возможности, имеет свой предмет и средства выразительной деятельности.

Виды искусства

Виды искусства – живопись, скульптура, графика, архитектурный дизайн, художественная фотография, декоративное и театрально декорационное искусство. Каждый вид, в свою очередь, делится на роды, которые определяются особенностями того или иного материала и своеобразным художественным языком.

Например:

  • Роды живописи: монументальная, жанровая, станковая, миниатюрная.
  • Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Жанры искусства

Жанровое деление искусства зависит от темы, предмета и межвидового характера. Среди основных жанров: портрет, пейзажный, натюрморт, исторический и батальный жанры, жанр ню.

После того как в середине XVIII века была создана классическая архитектура, четкие границы между жанрами были определены в рамках стиля классицизма. В те времена художники стремились к соблюдениям стиля и часто специализировались в одном жанре. Постепенно жанры теряют свою чистоту, грани между ними становятся более размытыми, и активный процесс «взаимопроникновения» жанров активизируется.

Есть различные виды изобразительного искусства, которые зависят от материала и способа его обработки. В художественной технике используются такие материалы как масло, пастель и акварель. В графических техниках: живопись (живопись, графика, литография), гравюра, линогравюра, офорт и др.

Среди наиболее синтетических искусств можно выделить архитектурное проектирование, которое сочетает в себе другие виды искусств – графику (скульптура, живопись, музыка), приемы сценографии и даже может обращаться к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вбирает в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.

От греческого слова “architecton”, что означает «главный строитель», и происходит название системы зданий и сооружений, которые создаются пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать здания или сооружения в соответствие с законами красоты.

Кроме того, архитектура – это наука и образование с рядом специализаций (архитектура строений или сооружений, реконструкция и реставрация исторических зданий, теория и история архитектуры, районное планирование и градостроительство, дизайн архитектурной территории).

Однако, в отличие от других видов искусства, архитектура не изображает нечто несуществующего вне ее. В архитектуре основными средствами создания художественного стиля являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контрастно контрастного контраста. Основные средства архитектуры – это цвет, свет, фактура и соразмерность (масштаб).

Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующе времени и месте.

При этом архитектурная деятельность не только способствует формированию жизненных процессов (как это было в случае с градостроительством), но и оказывает обратное воздействие на социальную жизнь. В сфере архитектуры сложность заключается в том, чтобы она опиралась на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи активизируются развитием новых технических средств и материалов для строительства.