Справочник

Литературный герой как персонаж

Оглавление
Время чтения:  10 минут
683

Понятие литературного героя — действующего лица произведения

Определения 1 — 2

Персонаж (от лат. persona — особь, лицо, маска) — вид художественного образа. И этот человек – это тот, кто действует в произведении. В учебниках по теории литературы его называют субъектом действия, переживания и высказывания в произведении. В этом же значении, как и персонаж, используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (впрочем, термин «действующее лицо» используется исключительно в драме, где список действующих лиц обычно следует за названием пьесы). И в этом смысле персонаж, литературный герой и действующее лицо – это синонимы. Слово персонаж – это наиболее нейтральное, оно происходит от слов persona – маска, которую надевал актер в древнегреческом театре, и не несет


Героем (от rpеческого híros — полубогобожествленный человек) в некоторых ситуациях неудобно называть того, кто лишен героического образа. Слова, которые они обозначают — это одно и то же — действующих в произведении лиц.

Прозаическое произведение может быть и самим рассказчиком, и участником сюжета. К примеру, Пётр Гринев в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина, Макар Душкин и Варенька Добросёлова в эпистолярном романе Фёдора Михайловича Достоевского “Бедные люди”.

В большинстве случаев литературный персонаж – это человек. Насколько подробно изображен персонаж – зависит от его места в системе персонажей и жанра произведения. Но чаще всего особенности изображения персонажа определяют замыслом автора или творческим методом писателя.

Кроме людей в произведении могут быть и говорить животные, растения, вещи, природные стихийные стихии, фантастические существа, роботы или другие. Вспомним «Синюю птицу», М. Метерлинка, «Маугли» Р. Кипплинга, «Человека-атланта» А. Беля. Эти не человекоподобные персонажи также являются персонажами. Есть литературные направления (жанров), где такие персонажи обязательны или очень вероятны – например, в сказке, басне; также в литературе встречаются произведения, в которых такие персонажи присутствуют как обязательные или очень вероятные – например, в балладе, сказке, научной фантастике и др.

Особенности и типы персонажей

Определение 3

«Характер» — это социально значимые черты поведения людей, которые проявляются с достаточной четкостью в их поведении и умонастроении. Условно-высшая степень характерности – тип (от rp. типо́с — отпечаток, оттиск. Зачастую слово и тип используются как синонимы.

При создании литературного героя писатель часто наделяет его теми или иными чертами: односторонним или многосторонним (например, односторонним), цельным или противоречивым, статичном или развивающемся, вызывающим уважение или презрение и так далее.

Повествование Пушкина о характере главного героя поэмы «Кавказский пленника» было следующим: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее удовольствиям, эту преждевременную старость души, которая сделалась отличительными чертами молодежи 19-го века».

А в дневнике у Льва Толстого за 1990 год он пишет: «Мы пишем наши романы хотя и не так грубо, как бывало: злодей — только злодей и Добротворов — добротворов, но все-таки ужасно грубо, одноцветно — люди ведь все точно такие же, как я, то есть пегие —дурные и хорошие вместе…». «Пегими» оказываются для Толстого были люди прошлых эпох, ложно с его точки зрения, отраженные в литературных произведениях: как «злодеи» или «Добротворовы».

И «персонаж», и «характер» – это понятия не тождественные, что отметил еще Аристотель: «Действующее лицо будет иметь свой характер, если в его речи или действии найдется какое-либо направление воли».

В то же время персонаж является не только человеком-характером и художественным образом, но и своеобразным художественным образом, в котором раскрывается данный характер с той или иной степенью его эстетического совершенства.

По количеству персонажей и сюжетов в произведении (как и во всей литературе) чаще всего не совпадает количество персонажей. Есть лица, которые не имеют характера, но выполняют лишь сюжетную роль (например, в “Бедной Лизе” H. M. Карамзина – подруга героини, которая сообщила матери о гибели дочери). И есть двойники-варианты одного вида (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Описание характера персонажа

И хотя общество и философия уже давно интересуются человеком, его формированием, становлением и развитием – в центре внимания писателя находится именно характер. При этом концепция личности занимает центральное место во всех литературных направлениях, начиная с классицизма (единственный случай, пожалуй, это постмодернизм). Авторы начинают воспринимать рассказ как способ раскрытия характера, его испытания и сюжеты являются стимулом развития характера персонажа.

По мнению Э. Лессинга в «Гамбургской драматурге» он писал: «Характер человека можно обнаружить даже в самом ничтожном действии»; с точки зрения поэтической оценки самыми великими делами являются те, которые проливают наиболее яркий свет на характер личности. В этом случае под словом Лессинга могли бы подписаться многие литераторы, критики, эстетики. Именно поступки персонажа в произведениях мировой классики позволяют автору раскрыть характер героя.

Средствами создания характера персонажа являются в произведении разнообразные компоненты и элементы предметной среды – сюжет, речевые характеристики персонажей, портрет, костюм и прочее, а также восприятие персонажа как характера, который не обязательно предполагает развернутую структуру образа. В этом плане особой экономией средств изображения отличаются герои-персонажи (например, в пьесе Чехова “Три сестры” — Протопопов, у которого “романчик” с Наташей; в рассказе “Хамелеон” — генерал и его брат, любители собачек разных пород).

Интересно, что при большой разнице в восприятии самого термина «характер», есть определенные типы характеров персонажей, которые достаточно точно воспроизводятся авторами разных эпох и наций.

Критики могут классифицировать персонажей по типу («самодуры» и «безотказные» в статье Н. А, Добролюбова «Темное царстве», посвященной творчеству Островского; тургеневский “лишний человек” в статьях «Литературный тип сильного человека»). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находящемуся в них все новых и новых граней, добиваясь эстетической безупречности образов. Обозначив этот факт, А.Н. Анненков сказал, что Тургенев «в течении десяти лет занимался обработкой одного и тех же типа — благородного, но неискусного человека, начиная с 1846 года, когда написаны были «Три портрета», вплоть до «Рудина», появившегося в 1856 году, где самый образ героя был создан.

Сюжетная функция героев стала предметом специального исследования в некоторых направлениях литературоведения XX в. (В. Я. Пропп, ВБ. Шкловский; структурализм и А.-Ж. Греймас, А.-Ж. Греймас, В. Б. Шкловский). М.“Стихи” (1987) и др.). При этом, в структурной теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структурных), выявляемых в многообразии повествовательных текстовых текстов.

Из чего состоит внешний облик литературного героя?

Внешний облик героя складывается из следующих элементов:

  • Ценностные ориентации персонажа определяют его мировоззрение и этические убеждения, которые придают герою смысл его жизни.
  • Мыслей и привязанностей, которые определяют многообразную жизнь души героя.
  • Веры, определяющей наличие героя в духовном поле, его отношения к Богу и Церкви.
  • Высказываний и поступков, которые обозначают результаты взаимодействия души с духом героя. Герой может не только размышлять, но и чувствовать, анализировать собственную деятельность, то есть делать рефлексию. Художественная рефлексия помогает автору выявить личностную самооценку героя и оценить его отношение к самому себе.

И так, персонаж – это придуманное одушевленное лицо, обладающее определенными чертами характера и уникальными внешними данными. Он должен создать и грамотно донести до читателя эту информацию, а также убедить его в том, что это правда. Однако, если автор этого не делает, читатель может воспринять персонажа лишь как картонного и не включиться в его переживания.

Создание персонажа – это очень сложный процесс, требующий от игрока навыков в создании персонажей. Самый действенный способ – это написать на отдельном листе бумаги все качества личности вашего персонажа, который вы хотите представить читателю.