Теоретический уровень исследования подразумевает изучение объекта на его начальной стадии. Доскональное изучение его структуры, явлений которые происходят с ним, причина и источники возникновения, основные процессы формирования и дальнейшее функционирование.

Определение

Теоретические методы исследования — это методы, которые осуществляют свою деятельность на подробном изучении и объяснении возникновения объекта. Что именно стало причиной возникновения. Цель создания, и дальнейшее существование.

Однако для теоретического метода исследования характерен один недостаток.

Данные методы не могут оказать конкретное влияние на все многообразие исследуемых явлений или процессов. Теоретические методы могут только определять в них скрытые закономерности, общие и значимые характеристики.

Теоретический метод исследования довольно тесно взаимодействует с мыслительной деятельностью, с подробным осмыслением всего эмпирического материала, его доскональной проработкой и анализом.

При этом будет наблюдаться раскрытие внутренней структуры и всех закономерностей развития системы или явления. А также характер их взаимодействия друг с другом.

Теоретические методы необходимы для определения главных задач исследования, разработки основных гипотез, и получения оценки.

Такой метод тесно взаимосвязан с исследованием различной литературы:

  • классические произведения;
  • доклады и специализированная документация;
  • исторические документы и летописи;
  • периодическая печать.

Виды теоретических методов исследования

Из всего комплекса теоретических методов исследования, первым делом нужно обратить внимание на теоретический анализ. Который подразумевает обсуждение и выделение особо конкретных признаков, отличительных характеристик, процессов и явлений.

При проведении анализа конкретных прецедентов, используя теоретический анализ можно их систематизировать, группировать, выделить общие черты, принцип или правило.

Процесс анализа в основном происходит параллельно с процессом синтеза. Который, в свою очередь способствует более лучшему пониманию сущности всех исследуемых явлений.

Определение

Теоретический метод исследования — это процесс, который находится в довольно тесной связи с изучением литературных произведений.

Также он дает возможность выявить вопросы и главные проблемы, которые уже достаточно изучены. И ту категорию проблем и вопросов, которые еще нуждаются в доскональном исследовании, или дополнительном изучении.

Процесс исследования, и работы с литературой включает в себя внедрение списка следующих определенных методик:

  • разработка библиографии, иными словами ассортимента, который отобран по конкретной или рассматриваемой теме первоначальных источников;
  • формирование более сжатого содержания и основных моментов;
  • ведение конспекта, или иными словами ведение конкретных детализированных записей, их основу составляет процесс выделения главных мыслей, заключающихся в работе;
  • составление краткой записи общего содержания литературного источника, книги или же статьи;
  • составление цитат, которые заключаются в доскональной и дословной записи выражений или же цифровых данных, которые имеются в литературном источнике.

Теоретические методы исследования

Метод абстрагирования

Данный метод основан на принципе отвлечении от категории свойств, которые подвержены исследованию объектов. И служит для определения тех качеств, которые необходимо изучать в конкретном заданном направлении.

Сам процесс абстрагирования обладает многофункциональным направлением. Это связано с тем, что каждый конкретный шаг идеи связан с приведенными действиями, или с последующим использованием окончательного результата.

Суть абстрагирования заключается в мысленном отвлечении от параметров, которые характеризуются как второстепенные. Также это касается связей, взаимоотношений и предметов. Которые в процессе исследования могут оказывать отрицательное воздействие и восприятие.


Аксиоматический метод

Принцип использования данного метода заключается в том, что на начальном уровне задается базовый набор основных положений. Которые не требуют доказательств, по причине того, что их принимают как само по себе имеющее, или явное. Данные положения можно назвать, как истина или аксиома.

Из данных аксиом, согласно перечню установленных правил, формируется основная система выводов и рассуждений.

Аксиоматические построенная теория — это совокупность всех базовых знаний и аксиом, которые выведены на основе общих суждений и правил.


Анализ и синтез

Теоретический анализ, представляет собой метод, который основан на процессе разложения предмета на несколько составных частей.

Когда исследователь использует такой метод, то он мысленно делит исследуемый объект. Тем самым узнает, из каких основных частей он состоит, какие его параметры и признаки.

Синтез в свою очередь является объединением полученных, в ходе изучения и анализа, частей в нечто единое. В результате применения синтеза происходит получение и преобразование знаний, которые приобретены вследствие использования анализа, в единую систему. Эти два метода: анализ и синтез, в научном исследовании тесно взаимосвязаны, и способны принимать различного рода формы, в зависимости от изучаемого объекта, и поставленной цели исследования.

Напрямую метод анализа и синтеза находят свое применение на начальном этапе знакомств с объектом. При этом происходит некое выделение отдельных частей объекта. Также это можно сказать про определение его характеристик или обычных стандартных измерений. Предоставляется возможность более глубже изучить сущность объекта, и получить структурно-генетические анализ и синтез. Для реализации синтеза и анализа необходимы выделения основных явлений, и их составляющих. Рекомендуется акцентировать свое внимание на них. Таким образом, это значительно помогает влиять на все остальные характеристики и стороны изучаемого объекта.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Методы теоретического исследования

  1. Для изучения трудно развивающихся объектов, принято использовать исторический метод. Его используют если предметом исследования является конкретная ситуация объекта.
  2. Идеализация происходящего. Это формирование об объекте мысленно. Это относится к понятиям, которые в природе не существуют, но имеют определенные похожие прототипы в реальном мире. Такой метод является основой для технических, естественных, гуманитарных наук. Особенно незаменим для педагогики.
  3. Индукция и дедукция. Два этих метода имеют полную противоположность между собой. Индукция — это некое определенное рассуждение от частного понятия к общему. Дедукция — это противоположное явление, от общего к частному.
  4. Методика восхождение от чего-то отвлеченного к конкретному. Такой метод будет являться основной формой перемещения всего научного познания. Также для него характерно мысленное отображение действительности. Согласно ему, весь процесс познания делится на два главных этапа:

Первый этап

На первом этапе будет наблюдаться переход от конкретных чувственных свойств к его конкретным отвлеченным определениям. Общий изучаемый объект разделяется, и его описание происходит при помощи несколько сотен, а иногда и тысяч понятий и рассуждений. Он в определенном смысле исчезает, тем самым превращается в комплекс конкретных фиксированных мышлением абстракций, либо определений одностороннего типа.

Второй этап

Для второго этапа познания характерен процесс перехода от отвлеченных явлений изучаемого объекта, до конкретных. Основная цель данного этапа: перемещение идей от поверхностных познаний к конкретному, точному познанию. На этой стадии восстанавливается целостность объекта первоначального вида. И первый и второй этап довольно тесно взаимосвязаны между собой, и функционировать друг без друга практически не могут.

Выполнение любых работ по педагогике