Определение

Метод обучения — это конкретная упорядоченная система деятельности педагога, и непосредственно самого учащегося, которая направлена на достижение определенной заданной цели при процессе обучения.

Для основной структуры методов принято выделять следующие составляющие:

  • прием: определенный элемент характерный для метода;
  • единение или разовое действие.

Пример. Метод — изучение иностранного языка; прием — заучивание пяти — десяти новых слов в день определенной тематики. 

Классификация методов обучения в педагогике

Стандартная, традиционная классификация. Для данной классификации характерен общий признак — это источник, получения знаний. Выделяют следующий перечень стандартных методов:

  • практический: упражнения, выполнение заданий, практические опыты;
  • наглядный: наблюдение и изучение событий, иллюстрация;
  • разговорный: лекция, урок, рассказ, беседа, презентация;
  • работа с учебной литературой: чтение, конспект, цитирование статей, составление определенного плана, реферат;
  • видовой: изучение и просмотр информации через интернет.

Познавательная деятельность в процессе обучения:

  • иллюстративный метод;
  • репродуктивность;
  • метод проблемного характера;
  • выборочно поисковые методы;
  • исследование и изучение отдельных моментов.
  • бинарность преподавания.

      Основные методы:

  • инновационность и информативность;
  • объяснение и уточнение;
  • побуждение к изучению.
  • исполнительность;
  • репродуктивность;
  • частичный поиск информации;
  • обычный поиск.

Для дидактических целей обучения характерны следующие методы:

  • методы, которые способствуют первоначальному усвоению учебного материала: разговор, беседа, чтение литературы, рассказы;
  • методы, которые способствуют совершенствованию и восприятию знаний: выполнение упражнений, практическая деятельность.

Функции методов обучения в педагогике

Методы обучения, как правило, образуют общую систему. Они исторически являются   конкретным и изменяются в течение времени.  Постоянно находятся взаимопонимание друг с другом. Каждый метод доминирует на конкретно-рассчитываемом этапе и дополняется другим.

Функции, которые выполняют методы в процессе обучения:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание;
  • мотивация; 
  • контроль и коррекция.

Для каждого метода существуют ряд функций распределения. Интенсивность одного метода может слабеть, при определенном этапе обучения. В тоже время другая функция начинает усиливать свое внимание.

Данный процесс характерен для перехода от младших классов в старшие.

В настоящее время быстро развивается активный метод обучения:

  • учебные игры;
  • обучающий контроль и генерация.

Факторы, определяющие выбор методов обучения

  1. Какие цели и задачи поставлены перед учеником?
  2. Основное содержание темы и науки в целом, которую необходимо изучить.
  3. Принцип преподавания и основная позиция педагога.
  4. Возможности обучаемого
  5. Временные характеристики;
  6. Фактор внешних условий;
  7. Способности и возможности педагогов.

Стоит отметить, что ни один из методов, не моет является универсальным. Для положительного результата нужно использовать несколько методов и только тогда можно достичь желаемого результата.

Эффективность преподавания возможна только в том случае, когда правильно сочетаются между собой несколько методов и они обязательно не должны противоречить друг другу. 

Основная задача, состоит в том: чтобы правильно выбрать необходимый метод. Определиться с основными функциями и характеристиками. 

Главную роль в нынешнем образовательном процессе оказывают активные методы для обучения. Они основаны не только на предметы восприятия, запоминания, особого внимания, а также на творческое мышление, конкретное поведение, умение вести диалог. Данные методы называют активными, потому что в них изменена роль учащегося и самого педагога.

Для активных методов характерно следующее:

  • игровое, социально-общественное моделирование;
  • деловые отношения и игры;
  • полный анализ для конкретных ситуаций;
  • методы социального тестирования и контроля общества, они отражаются в исследованиях.

Игровые методы очень эффективны в нестабильных условиях. Они позволяют конкретно проработать и сгруппировать несколько необходимых вариантов.

Неимитационные методы предполагают построение некой модели характерного явления, процесса или его деятельности.

Примером имитационных методов является дидактическая игра. Ученые предлагаемую следующую характеристику для учебного процесса, применяя основу дидактической игры. А именно:

  1. Создать проблемную ситуацию в виде игры;
  2. Моделирующая ситуация игры;
  3. Основной ход игры: проживание основной ситуации для главного игрока, испытание основных трудностей и переживаний.
  4. Развертывание основного игрового сюжета.
  5. Окончание игры, подведение итогов. Оценка своих действий и возможностей;
  6. Обсуждение основных событий, происходящих в ходе действий игры.

Следовательно, что все перечисленные методы создают определенную возможность возможности для передачи информации.  также они создают предпосылки для развития личности, его взаимодействием с социальным обществом, расширяет его круг мировоззрения.