Справочник

Наблюдение как метод исследования

Оглавление
Время чтения:  18 минут
1 006

О методике наблюдения

Наблюдение как метод (метод исследования) учитывает конкретную задачу, обстановку, орудие наблюдения и средства наблюдения.

Определение

Под методикой наблюдения понимается социально-фиксированная, понятная для других, предметно представленная системная технология сбора и обработки эмпирических данных, соответствующая четко очерченному кругу задач. Синонимом «техники наблюдения» в зарубежной психологической литературе является «техника наблюдения».

По этой методике наблюдения можно получить наиболее полное описание процедуры наблюдения, включающее:

  • Выбор ситуации и объекта наблюдения;
  • Программу (схему), содержащую перечень признаков (аспектов) наблюдаемых действий и единиц наблюдения с подробным их описанием;
  • Способ и форму фиксации результатов наблюдения;
  • Описание требования.

Предмет и объект наблюдения

Объектом внешнего наблюдения может быть, как отдельный человек (группа людей), так и общность людей (община). При этом объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторимости, очень малой или очень большой длительности психических явлений.

Основная проблема, которая возникает при наблюдении, – воздействие наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться», т.е. чаще появляться в окружающей среде, заниматься каким-нибудь делом, не акцентировать внимание на наблюдателе. Кроме того, можно объяснить присутствие в наблюдаемом месте наблюдателя какой-либо приемлемой для него целью, либо заменить человека-наблюдатель регистрирующей аппаратурой (видеокартой, диктофоном и т.п.), либо вести наблюдение из смежного помеще-ния через стекло с односторонней проводимостью свет (зеркало Гезелла).  Скромность, такт, воспитанный наблюдатель ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Существуют также приемы включенного наблюдения, когда наблюдатель – реальный член группы. Но этот прием ведет к этической проблеме – двойственность позиции и невозможность вести наблюдение за собой как членом группы.

Предметом наблюдения могут быть только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности: Здесь речь идет о моторных компонентах практического и гностического действия. Движения, передвижения и неподвижные состояния людей (скорости и направления движения, соприкосновения, толчки, удар).

Совместные действия группы лиц:

  • речевые акты (их содержание и направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексико-грамматического строя);
  • мимика и пантомимика (экспрессия звука), экспрессия звуков;
  • есть некоторые вегетативные реакции, которые проявляются в виде покраснения или побледнения кожи, изменения ритма дыхания, потоотделения.

В процессе наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего и психического через наблюдение внешнего. С психологической точки зрения, в психологии существует многоуровневая структура психических явлений и многоуровневая структура психических процессов, поэтому одно и то же психическое явление может быть связано с различными психическими процессам.

С позиции наблюдающего за объектом наблюдения, позиция наблюдателя может быть открытой или скрытой. Как правило, включенное наблюдение является открытым или скрытым в зависимости от того, сообщает наблюдательный человек о факте наблюдения или нет.

Интересно

Человек-наблюдатель имеет избирательность восприятия, которая обусловлена его установками, общей направленностью работы. С помощью определенной установки активизируется восприятие, обостряется чувствительность к значимым воздействиям, но чрезмерно сильная установка может привести к предвзятости. В этом случае общая направленность деятельности может стать стимулом к переоценке одних вещей и недооценке других (учитель обращает внимание на познавательную деятельность, тренер – на особенности телосложения, портной – на особенности кроя одежды и т.п.).

Также существует феномен проекции собственного «Я» в наблюдаемое поведение. Наблюдатель, интерпретируя поведение другого человека, переносит на него собственную точку зрения. Влияние индивидуальных особенностей наблюдателя (модальности восприятия, зрительной, слуховой и др., способности к концентрации и распределению внимания, объема памяти, когнитивного стиля, эмоциональной устойчивости и т. п.) на результат наблюдения не менее существенно. Хорошему наблюдателю нужна специальная тренировка наблюдательности, которая помогает несколько снизить воздействие индивидуально-характерных особенностей.

В зависимости от ситуации выделяют полевое наблюдения, лабораторное наблюдение и спровоцированное наблюдением в естественных условиях. Полевое наблюдение ведется на природе, искажения поведения минимальны. Однако данный вид наблюдения достаточно трудоемок из-за того, что в ситуации, интересующей исследователя, контроль над ситуацией затруднен. Исследование проводится в более комфортных условиях и позволяет получить более достоверные результаты, однако искусственные условия могут сильно искажать поведение человека. Наблюдение ведется в естественных условиях, однако исследователь задает ситуацию. В возрастной психологии – это наблюдение связано с естественным экспериментом (наблюдением в процессе игры, в ходе занятий или же в процессе проведения эксперимента).

По способу организации выделяют несистемное и систематическое наблюдение. При этом несистематическое наблюдение широко используется в этнопсихологии, психологической практике и социальной психологии. Для исследователя здесь важно создать определенную обобщенную картину изучаемого явления, поведения индивида и группы в определенных условиях. Регулярное наблюдение ведется по плану. Исследователи выделяют некоторые особенности поведения и фиксируют их в различных условиях или ситуациях.

Также выделяют сплошное и выборочное наблюдение. В случае наблюдения за поведением в целом, исследователь фиксирует все особенности поведения, обращая внимание только на определенные поведенческие действия, фиксирует их частоту, длительность и т.п.

Есть плюсы и минусы в различных способах организации наблюдения. При несистематическом наблюдении могут наблюдаться случайные явления, поэтому лучше организовать систематическое наблюдение в изменяющихся условиях. При полном наблюдении невозможно полностью записать весь наблюдаемый, поэтому в данном случае лучше прибегнуть к помощи других людей. Не исключено, что в результате наблюдения за ним будет установлен наблюдатель, который видит только то, что хочет видеть. На преодоление такого влияния возможно привлечение нескольких наблюдателей или одновременная проверка всех конкурирующих гипотез.

В зависимости от цели исследования можно выделить поисковую работу и исследование, направленные на проверку гипотез. Поисковое исследование проводится в начале разработки новой научной области, оно направлено на получение максимально полного описания всех присущих данной области явлений, охватывать ее целиком. Если в эксперименте используется наблюдение, то оно, как минимум, сплошное. На сегодняшний день отечественный психолог М.Я. Басова, автор классического труда по методики наблюдений, определяет цель такого наблюдения как «в общем наблюдать», наблюдение всех, чем проявляет себя объект, без отбора каких-либо определенных проявлений. По некоторым данным, такое наблюдение называется выжидательным.

Примером поискового исследования является работа Д.Б. Эльконин и Т. Драгуновой. С помощью этого метода можно получить изображение с разрешением в 3,2 метра. Исследование было направлено на то, чтобы получить описание всех проявлений новообразования психического развития ребенка в подростковом периоде. Регулярное, длительное наблюдение было проведено для того, чтобы выявить фактическое поведение и деятельность подростков во время занятий, подготовки домашних заданий, кружковой работе, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношения с товарищами, учителями, родителями. На протяжении всего дня проводились дискуссии и обсуждения с участием ребят.

Если же цель исследования не имеет четкого определения, наблюдение строится по-другому. Оно называется исследующим, или выборочным. После чего происходит отбор содержания наблюдения, расчленение его на единицы. Также можно привести пример исследования стадий познавательного развития, проведенный Ж. Пиаже.

Исследование было проведено для изучения одной из стадий исследования – манипулятивных игр ребенка со своими игрушками, имеющими полость. По наблюдениям, способность вкладывать один предмет в другой появляется позже, чем необходимые для этого моторные умения. В определенном возрасте ребенок не может этого сделать, потому что не знает, как один предмет может находиться внутри другого.

Как проводить наблюдение?

Сфера применения. При этом метод исследования — наблюдение, является одним из самых древних способов психологии и применяется в различных сферах. Он наиболее распространен в клинической, педагогической и социальной областях, а также в психологии труда и в психологии развития. Применение метода исследования может быть разным.

Особенности метода

Одна из основных проблем метода – это взаимоотношение наблюдателя и наблюдаемого. Опасность изменения поведения объекта, в связи с наличием наблюдателя. В отличие от других методы исследования наблюдения отличаются тремя яркими особенностями: возникновение связи между объектами наблюдения и наблюдателем, пристрастной (обусловленной эмоциями наблюдателя) оценочной(оценочной) деятельностью, трудность или отсутствие возможности для повторного проведения наблюдения.

Объект наблюдения. Одним из важных моментов метода является то, что объектом исследования являются только лишь видимые признаки. И все то, что можно увидеть и зафиксировать в процессе наблюдений за явлением или объектом, является предметом наблюдения. Использовать этот метод невозможно для того чтобы увидеть свойства психики, а только лишь их проявление. На основании наблюдений исследователь может только выдвигать гипотезы относительно психических феноменов, основываясь на наблюдаемых проявлениям. Например:

  • Вербальное поведение. Учет длительности или интенсивности речевой деятельности и наблюдение за ее содержанием.
  • Невербальное поведение. Наблюдать за движением объекта, экспрессией тела или же лица.
  • Физические воздействия. В процессе наблюдения за движением, касаниями и ударами, движениями и т.д., в процессе наблюдения за движениями, касаниями и ударами, движениях и т.

Формы наблюдения

Определение

Осознанное наблюдение – форма, при которой объект исследования знает о наблюдении.

По этой причине далеко не всегда наблюдаемому сообщают истинную причину или следствие исследования. Этот метод поднимает ряд этических вопросов. При этом они обусловлены как самим обманом объекта (как правило, это происходит в результате его обмана), так и выводами, допускаемыми наблюдателем. Метод заключается в прямом воздействии наблюдателя. Здесь он имеет минус – это не всегда возможно сделать в конкретной ситуации, а значит и оценить их достоверность. Наблюдаемый может быть неадекватным, а также вести себя неадекватно из-за стресса. При этом необходимо проводить несколько наблюдений.

Определение

Неосознанное внутреннее наблюдение – это форма, при которой наблюдаемый не догадывается о проводимом исследовании.

Наблюдатель погружается в среду, в которой происходит исследование и становится ее частью. Однако, объекты наблюдения не знают о его реальном назначении. Примером является внедрение психолога, в какую-либо группировку, для независимого наблюдения. Это дает возможность лучше зафиксировать полученные результаты, находясь внутри наблюдаемых сообществом. Это отличный способ изучения социального поведения малых коллективов. В данном случае наблюдатель не влияет на действия наблюдаемых. И опять же возникает ряд этических вопросов, связанных с необходимостью наблюдателя лгать или скрывать правду. Главным недостатком данной формы исследования можно назвать сложности с фиксированием полученного результата, так как существует вероятность разоблачения. Так же наблюдатель, находясь в определенном сообществе, имеет возможность утратить нейтралитет, и его субъективная самооценка может сильно исказить результаты.

При неосознанном внешнем наблюдении (непосредственном контакте с объектами) наблюдатель находится вне контакта с ними, и они не знают о его присутствии. В качестве примера, наблюдатель наблюдает за объектами с помощью видеооборудования. Как правило, наблюдатели не вступают ни с кем в контакт и полностью отсутствуют их влияние на ситуацию. Так что зафиксированные явления будут проходить в естественном режиме. А с другой стороны, наблюдатель не сможет влиять на ситуацию, если возникнет необходимость, а также он не сможет направить ее в нужное русло. В результате этой формы, мы получим объективные результаты с ограничением места наблюдения и действительные только в его пределах.

Наблюдать за окружающей средой — это форма, при которой исследователь наблюдает за средой проживания наблюдаемого. Цель данного исследования – сделать выводы о том, какие внешние факторы влияют на человека.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Как проходит процесс наблюдения

Исследование ведется в протоколах, которые составляются исследователями.

Правила наблюдения:

Предварительно составить программу исследований. Выделить наиболее важные моменты и события.

Влияние на наблюдаемое явление минимизировать, а также уменьшить его влияние на наблюдателя.

Вести наблюдение за одним явлением на нескольких индивидах. Но даже в случае необходимости проведения исследования определенного человека или группы людей, лучше провести еще несколько исследований с целью сравнения результатов у других людей.

Повторение наблюдения или его систематичность.

Вопросы этики

Поскольку при использовании различных форм наблюдения возникают различные этические вопросы Американской психологической ассоциаций (АРА), был создан специальный этический кодекс для исследователя. Основные пункты:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то согласия участников не требуется. По всем остальным вопросам необходимо заручиться согласием сторон.
  • Следователь обязан не допустить нанесения ущерба наблюдателю, а также не допустить причинения вреда другим людям. Но если этого не произойдет, то психологи должны минимизировать ущерб.
  • К минимуму должно быть сведено вторжение в личную жизнь людей.
  • Сохранение конфиденциальных данных участников наблюдательного процесса.

О различии между научным и обыденным наблюдением

  • Цель и задача ясны, объект и предмет наблюдения определены.
  • Осуществляется по заранее продуманному плану;
  • Данные наблюдений записываются в протоколы, которые имеют определенную систему.
  • Полученную информацию подвергают контролю на обоснованность и устойчивость.

При использовании данного метода наблюдения следует учитывать все особенности, преимущества и недостатки, которые могут возникнуть при его использовании.

Виды наблюдения

В чем преимущества метода наблюдения?

  • Способность к непосредственному восприятию поведения объекта наблюдения в реальном времени.
  • Быстрота и качество обработки информации.
  • Непосредственная оценка и анализ информации.
  • Единство эмоционального и рационального восприятия ситуации.
  • Расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений.
  • Возможность лучше понять смысл поведения людей за счет идентификации с их ценностями, целями объектов наблюдения.
  • Возможность использовать опыт наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок.
  • Возможность приближения объекта к условиям экспериментальной задачи.

Недостатки метода наблюдения

В данном случае речь идет о локальности наблюдаемых явлений, ограниченном характере наблюдаемой ситуации.

  • Нет возможности повторить события ситуации.
  • Трудности в дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации.
  • При этом искажение естественного состояния объекта ограничивает возможность для    обобщения.
  • Метод пассивен и зависим в момент наблюдения от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • Ограничены возможности получения информации об истинных целях и мотивах поведения.
  • Искажение, ошибка в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации и неправильных установок наблюдателя.