Справочник

Основные виды, формы и методы контроля

Оглавление
Время чтения:  13 минут
1 687

Понятие контроля в педагогическом процессе

Контроль в обучении является процессом, суть которого заключается в обеспечении обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он является целью получить определенную информацию, которая затем анализируется педагогом для оперативного внесения необходимых корректив в ход обучения.

Виды контроля

В процессе обучения контроль является неотъемлемой частью учебного процесса. Кроме этого, в зависимости от выполняемых задач контроль делится еще на 4 вида:

  1. Предварительный контроль. Он имеет диагностическую задачу – выявление имеющихся знаний, умении и навыков у учащихся к началу учебного процесса. Традиционно используется в начале учебного года, а также перед началом изучения новой темы.

    Однако в первую очередь он важен тем, чтобы именно с ним связано изучение нового материала и то обстоятельство, что его содержание напрямую влияет на степень усвоения тех знаний и понятий, знание которых было получено ранее. В том случае, когда такая информация отсутствует у педагога, он лишается возможности проектирования и управлять учебным процессом. При этом предварительный контроль фиксирует начальное положение обученности, сопоставление которого с достигнутым позволяет оценить так называемый «прирост» (степень сформированности умений, навыков, наличие или отсутствие сформированных навыков), а также проанализировать динамику и эффективную деятельность педагогического труда, сделать выводы о вкладе преподавателя во всеобщее развитие).
  2. Текущий контроль. Во время урока учительница ведет урок и проводит его с учащимся. Здесь можно оценить степень сформированности знаний, умения и навыков, а также их прочность. Таким образом, такой метод контроля помогает своевременно выявить пробелы во знаниях учащихся, а также оказать ему помощь в усвоении учебного материала.

    Основная функция текущего контроля – это функция обратной взаимосвязи. С помощью этой системы учитель может получить информацию о ходе процесса усвоения новой учебной информации учащимися. При этом обратная связь дает информацию о усвоенном или не усвоенном материале (в том числе и контроль за действиями учащихся) и позволяет контролировать весь учебный процесс, следить за поведением учащихся.

    Сейчас в школах проводятся традиционные контрольные с помощью устного опроса, который регулярно совершенствуется: учителя все чаще практикуют его в таких формах, как опросный, фронтальный или компьютерный. Сегодня в рамках тестирования, готовятся тесты по всем основным аспектам знаний и умений учащихся за последние 2-3 урока. По окончании работы необходимо провести анализ всех выявленных недостатков и недочетов.
  3. Периодический контроль. Обычно он бывает тематическим и имеет целью упорядочить знания учащихся. После изучения логически завершенной части, программа или же в конце учебной четверти проводится. Показатели, которые получены в результате работы на протяжении определенного периода времени.
  4. Итоговый контроль. В рамках этого проекта будут определены окончательные результаты обучения, а также будет упорядочена вся информация. Он проводится в конце каждого учебного года и по окончании курса обучения в школе в виде выпускного экзамена.

    Сейчас все чаще используются технологии итоговых испытаний с использованием компьютеров или специальных программ. Чаще всего это тестовые задания, в которых ученики должны из нескольких вариантов ответа сделать правильный. Но главное – это то преимущество, которое заключается в том, что компьютеры не зависимы от субъективных факторов и могут выводить итоговый результат. Но они не позволяют выявить конкретные затруднения учащих или иные аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроля.

Какие формы контроля существуют?

Формы контроля зависят от специфики организационной структуры учебной работы. По традиции выделяют 5 основных форм контроля:

  1. Фронтальная форма (учащиеся с места дают короткие ответы на вопросы, составленные преподавателем по небольшому объему изученного материала).
  2. Групповая форма (контроль осуществляется только за определенной частью класса, а именно вопросы ставятся перед группой учеников, но в этом могут участвовать и оставшиеся ученики).
  3. Индивидуальный подход в обучении (используется для полного ознакомления учителей со знаниями учеников, которые вызываются для ответа к ним на доске).
  4. В качестве примера можно привести комбинированную форму (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым).
  5. Самоконтроль (обеспечивает функционирование внешней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Основные методы контроля

Определение

Методы контроля – это методы оценки эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными методами контроля являются: наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты, тесты и экзамены.

При записи ежедневного наблюдения за учеником, педагог может сделать вывод о том, насколько ученик способен выполнять учебную нагрузку, а также оценить доступность и посильную для него учебную нагрузку. Таким образом, с помощью такой системы можно планировать и организовать особый контроль за знаниями конкретного ученика.

Метод контроля опросов может быть индивидуальным (вызов нескольких учеников к доске с целью развёрнутого ответа на вопрос, требующий минимального объема ответа), фронтальным (вызываются несколько учеников, из которых один отвечает письменным ответом, а другие по указанию учителя выполняют ответ) и комбинированным (вместе вызываются разные ученики, которые отвечают письменно, а другие по указаниям учителя выполняют ответ). Для того чтобы получить максимальную пользу от такого способа, стоит использовать его в том случае если весь материал усваивается и нужно выяснить степень усвоения знаний у нескольких учеников.

К письменным работам относятся: проверка тетрадки, проведение контрольных, оценка домашних заданий, работа с тетрадями на печатной основе.

Зачеты и экзамены являются отличительным методом итогового контроля и используются, как правило, в старших классах. Еще есть такой способ, как «зачетная», который позволяет вести тематический учет знаний учеников, проводить контроль за работой каждого учителя и всей школы в целом.

Появился новый вид проверки и контроля знаний – тестовый контроль. Данный диагностический инструментарий построен на работе с использованием тестов. 

Тесты, которые используются для контроля в образовательном процессе, являются системой специально разработанных заданий. Тесты основаны на стандартизированной процедуре проведения и четко продуманной технологии обработки и анализа полученных результатов, по которой можно судить о знаниях, умении и навыках испытуемых.

Тестовые задания отличаются логичностью, краткостью, вариативностью. Чтобы пройти тестовые испытания, необходимо определенное время. Из теста следует выбрать определенную задачу для тестирования с учетом определенных критериев (содержание задания и его форма), которые должны быть строго определены в ходе математического анализа и оценки результата. Эти свойства задания определяют специфику всего теста, поэтому это должна быть не просто набор из нескольких заданий, а четко выстроенная система заданий.

Экзамены

Наиболее распространенные формы тестовых заданий:

  • Закрытые тесты – это отличительными чертами их характера являются то, что к заданиям предлагается готовый ответ, один или несколько из которых правильный. При использовании закрытых тестов следует учитывать элемент «угадывания», который является основной причиной негативного к ним отношения. Такая форма тестовых заданий не всегда стимулирует ученика на самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предлагаемых вариантов;
  • Открытые тесты – не имеют предлагаемых готовых ответов; они позволяют сформулировать их в свободной форме. Данный способ тестирования позволяет ученику продемонстрировать логику рассуждения, особенности мышления тестируемого и его способности формулировать и аргументировать ответы.
  • Тест «на соответствие», который состоит в том, что обучающийся должен установить соответствие между элементами одного множества и соответствующими им элементами другого.
  • В тестах на «установление правильной последовательности» можно проверить степень осознанности выполнения определенных действий, процессов, суждений и вычислений. Задания такого рода чаще всего используются для оценки уровня профессиональной подготовки, проверки усвоения основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплине.

Есть и другие формы тестовых заданий. Тесты как один из методов контроля за усвоением учениками универсальных учебных действий имеют определенные преимущества перед традиционными методами контроля:

  • Объективность – на оценку обучающегося, помимо уровня их образовательных достижений, может повлиять тип взаимоотношений с ним и педагогом, авторитарный, демократический или либеральный последний и многие другие факторы. Такое влияние субъективных факторов исключено в тестовых заданиях. При правильном проведении тестов, полученная оценка может быть более объективной.
  • Дифференцированность оценки – если возникает необходимость, то результаты тестирования посредством особой организации, могут быть использованы и для более дифференцированных шкал, содержащих большее количество градаций оценок. Это обеспечивает наиболее высокую точность измерений учебных достижений;
  • Эффективность контроля – использование тестирования позволяет одновременно проводить испытания в разных группах; кроме того, гораздо легче обрабатывать полученные результаты.

При всем этом положительные стороны тестирования как метода контроля не могут не вызывать сомнений: трудно обнаружить глубину осмысления вопроса, логику мыслительного процесса; есть элемент случайности, особенно при проведении закрытого теста.

Тестовые задания не позволяют проверить творческий подход к усвоению новых знаний в определенной ситуации.