Справочник

Понятие форм организации обучения

Оглавление
Время чтения:  5 минут
497

С каждым днем происходят изменения разных областей жизни человеческого общества, требуется постоянное усовершенствование системы образования. Школьные учителя и педагоги обязаны знать, как организовывать обучение.

Значение форм в организации обучения

Определение 1

Что представляют собой форма обучения? Это способ процесса обучения, обусловленный различными методами, средствами и приемами деятельности учеников. При проведении обучения учителя взаимодействуют с учащимися, таким образом осуществляется образовательно-воспитательное влияние. Это внешняя сторона занятий педагогического процесса.

Современным формам организации обучения характерна изменчивость и подвижность. Развитием форм организации обучения свойственен метод усовершенствования. Формы трансформируются вслед за социальным и материальным развитием и за ростом духовной культуры.

Это понятие в категории педагогики часто менялось под влиянием перемен в содержании образования, возникновении дидактических задач и образовательной деятельности, формирования инновационных средств обучения.

Эмпирическая классификация форм в организации обучения

В педагогике формы организации обучения являются предметом, который зависит от множественного ряда показателей, к таковым, например, относится численность учащихся, которые взаимодействуют с процессом образования.

Выделяют три различных вида форм в организации обучения:

  • Индивидуальная. В ее суть заключается, что оказываться влияние будет только на одного человека;
  • Групповая. Подразумевается, что учащиеся объединяются в команду и работают сообща в зависимости от выбранного критерия;
  • Фронтальная. Имеется ввиду, что учитель взаимодействует со всеми учениками одновременно посредством методов форм в организации обучения.

Безусловно понятно, что самым действенным является индивидуальный подход, преимущество заключается в возможностях осуществления дифференцированного метода к организации обучения, воспитания, это отличным образом отражается на формировании собственной личности учащегося.

Для наибольшей продуктивности команд в ней лучше объединить от 5 до 7 участников. В таких случаях разделение поможет в реализации дифференцированного метода обучения и воспитания, у всех человек в группе похожая сфера деятельности, интересы и навыки владения предметом. Есть возможность вовлечь дополнительные фактические материалы в проходящую работу, чтобы определить и установить существующие в группе устойчивые взаимосвязи и механизмы, проанализировать достоверность выводов, заключенных на основе определенных наблюдений.

Во время объединенной деятельности происходит гармония отношений между учащимися, наблюдается благоприятная атмосфера, которая оказывает положительное воздействие на эффективность обучения и на активность внешних (помимо класса и школы) занятий участников группы.

В число особенностей форм в организации обучения фронтального характера работы входит масштабность педагогического влияния сразу на большое количество человек.

Классно-урочная форма в организации процесса обучения

Существуют такие основные формы в организации обучения как:

  • Система классно-урочной работы;
  • Система внеурочной деятельности.

Урок является главным понятием системы и формой обучения, с его помощью можно осуществлять педагогами занятия для учащихся с неменяющимся составом группы, участниками с одинаковыми образовательными навыками и возрастом по предварительно заданному времени.

На один урок приходится определенный предмет составленной программы, который учитель посвящает рассматриванию вопросов. Урок – продолжение занятий, которые были проведены раньше, а материалы, приобретенные во время работы, являются начальными для дальнейшего обучения.

Определение 2

Урок – самостоятельный, логически оконченный процесс, во время которого достигаются цели форм в организации обучения.

Уроки в организации обучения

В классно-урочную систему входят такие виды уроков:

  • Само занятие;
  • Лекции;
  • Семинары;
  • Мастерские;
  • Лабораторные работы;
  • Экскурсии.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Предмет технология как форма организации обучения

Структура такого урока обладает динамикой, учащиеся объединяются в одну группу движимые одной деятельностью для совершения разнообразных процессов, которые учитель обязан поддерживать. К каждому занятию предъявлены дидактические требования организации обучения:

  • Четкость поставленной цели;
  • Согласованность учебного материала с программой;
  • Предлагаемый материал на уроке необходимо излагать на современном уровне, исходя из научных и технических достижений;
  • Рациональное проведение урока;
  • Подбор подходящих учебных материалов;
  • Организационная структура урока.

На занятиях заведен такой порядок в организации обучения:

  • Изложение темы и цели;
  • Проверка знаний по уже изученному материалу;
  • Освещение новой темы;
  • Закрепление новой темы;
  • Инструктаж о практическом задании с разъяснением правил безопасности;
  • Самостоятельная практическая работа, контролируемая учителем;
  • Сдача готовых работ, подведение выводов и уборка рабочих мест.

Образовательные формы являются процессуальной стороной, позволяющая организовывать целенаправленную деятельность в личностном и профессиональном развитии.