Определение

Учебно-методический комплекс — это набор методических, учебных, дидактических нормативов, необходимых для организации и контроля образовательного и учебного процессов.

Если рассматривать комплекс с точки зрения педагогики, то сюда можно отнести все те инструменты, приемы, и материалы, которыми пользуется преподавательский состав для выполнения поставленных задач.

Есть еще одна формулировка УМК. Учебно-методический комплекс — это понятие, которое подразумевает целую систему, звенья и элементы которой тесно связаны друг с другом и используются для организации образовательного процесса и обеспечения усвоения учениками программы.

Содержание учебно-методического комплекса и его характеристика

Обычно, это четыре ведущих звена:

  1. Основной документ.

    В качестве такового выступает образовательная программа. Исходя из норм и требований обучения, а также образовательного плана разрабатывается и составляется весь комплекс.
  2. Учебные руководства для педагогов и учащихся.

    Сюда относятся методические пособия, краткие записи и планы занятий, руководства и наработок к проведению основных и дополнительных учебных мероприятий. На основании данной категории шаблонов и литературы строится график и определяется тематика проведения основных и факультативных учебных мероприятий. Сюда же относят и литературные источники, откуда учащиеся и педагоги черпают всю нужную информацию.
  3. Совокупность образовательных методик.

    Системы учебно-методических комплексов включают в себя целый комплекс методов, которые способствуют усвоению положенного материала. Согласно нормативной документации все используемые методики принято делить на две большие категории:
    • Традиционные методики:
      • наглядные пособия, представленные в печатном виде (плакаты, стенды, таблички, карточки);
      • сюда же можно отнести видеоролики, диафильмы, звуковые записи.
    • Современные:
      • видеофильмы;
      • компьютерные программы;
      • образовательные приложения для современных гаджетов и устройств.
  4. Комплекс средств, предназначенных и помогающих организовать научную деятельность педагогического состава и учащихся.

Здесь стоит отдельно выделить:

  • Материалы, позволяющие разработать комплекс персональных занятий и тренировок с учениками в зависимости от их навыков, умений, способностей (психологические тесты и специализированные методики для определения индивидуальных способностей, памятки и карточки для родителей и их детей).
  • Материалы для коллективной работы с учениками (могут способствовать построению занятий в игровой форме, сценарии для различных постановок, и т.д.).

Современный учебно-методический комплекс – это своего рода творческий труд, который отнимает много времени и сил. Его созданием может заниматься тот, кто целиком и полностью погружен в педагогическую деятельность, а также тот, кто понимает, какие цели и задачи перед ним поставлены.

Основные этапы создания учебно-методического комплекса

Сам процесс создания УМК довольно сложный и длительный, и состоит из нескольких этапов:

  1. Аналитический. Этот этап предполагает анализ целей и задач, которые требуется достичь в процессе создания УМК. На этом этапе важно выявить и понять, какой уровень знаний и подготовки имеется у учащихся. В зависимости от этого будет подбираться тип методических пособий, литература, а также будет составляться учебный план.

    На данном этапе также необходимо ознакомиться с учебными пособиями и материалом, отобрать необходимое, разделить его на отдельные компоненты. Построение этих компонентов должно осуществляться в соответствие с логикой, а также установленными целями и задачами.
  2. Разработка методических рекомендаций. Этот этап включает в себя разработку рекомендаций не только для учеников, но и для их родителей. Кроме этого, он предполагает подбор методик для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся, разработка опросников, выбор сценариев, и т.д.
  3. Создание методических пособий. Происходит комплектация полного комплекта учебных и методических пособий, которые способствуют усвоению нового материала. Задача учителя – определиться со способом и формой подачи материала.

Учебно-методический комплекс в образовании – это неотъемлемая часть работы каждого педагога. Каждый учитель имеет право на формирование комплекса по своему желанию и усмотрению. При составлении он опирается на индивидуальные способности и возможности учащихся, их навыки и умения, потребности в получении новых знаний, состояние здоровья, и т.д.

Разработкой и подбором необходимых материалов может заниматься и один преподаватель, и целая группа.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Важные правила разработки учебно-методического комплекса

Если речь идет о высшем учебном заведении, то разработка учебно-методического комплекса производится чаще всего не одним педагогом, а целым преподавательским составом кафедры. При этом обязательно учитывается учебный план и требования общеобразовательной программы. В данных учебных заведения отвечает за качество составленного комплекса кафедра и ее руководитель.

Итоговая версия комплекса должна в точности отвечать всем требованиям и нормам Государственного формата для обучающихся, в зависимости от профиля и выбранной специализации. Еще одно важное условие – наличие у учебного заведения необходимой материально-технической базы. Это касается не только обязательных предметов и литературы, но и научных трудов.

Материал должен подаваться таким образом, чтобы усиливать стремление к получению необходимых умений и навыков, а также облегчить процесс их усвоения. Студент должен научиться не только осваивать новый теоретический материал, но и успешно применять его на практике.

Концепция учебно-методического комплекса включает в себя следующие этапы:

  • Формирование учебной программы, которая является частью образовательной программы каждой школы, средне-специальных, или высших учебных заведений.
  • Создание УМК с выделением целей, задач, методов, а также конструкций и обучающих средств.
  • Составление лекционных планов, методик, подбор материала, упражнений, а также формирование требований оформления курсовых и научных работ.
  • Оформление составленного комплекса в печатном виде.
  • Корректировка и доработка готового варианта.

После того, как составлена структура учебно-методического комплекса, и оформлена конечная версия в печатном виде, педагог должен четко представлять весь образовательный процесс, его итог и результат, которого требуется достичь. УМК позволяет решить массу возникающих в процессе образования проблем, например, замена педагога при необходимости.