Понятие средств обучения в педагогике

Определение

Средства обучения в образовании – совокупность произведений и предметов, относящихся к духовной и материальной культуре, которые используются для педагогической работы (художественная и научная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).

Польский ученый В. Оконь в свое время предложил классификацию, где средства обучения идут по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные:

  1. Простые средства предназначены для непосредственного познания реальности; дают более точную и полную информацию об изучаемом предмете и явлении; словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
  2. Сложные средства развивают знания, чувства, волю и эмоциональное состояние учащихся. Дают возможность наблюдать предметы и явления, которые недоступны или труднодоступны для наблюдения органами чувств. Например, микроскоп школы или телескоп школы позволяют видеть объекты, которые недоступны невооруженным глазом;
Важно

Дидактические средства обучения детей – важный источник знаний, умений, позволяют легко проверять и закреплять учебный материал, активизировать познавательную деятельность и интенсифицировать ее.

Все эти функции взаимосвязаны и выступают в процессе обучения органически, дополняя их друг другу.

Выбор образовательных методов и средств определяется целями и задачами урока, содержанием образовательного материала, его характеристикой, степенью сложности, объемом и т.д. Также туда входят применяемые методы, дидактическая компетентность преподавателя, материальное обеспечение образовательного процесса. При этом начинающему преподавателю следует учитывать, что повышение наглядности урока, разнообразных методов, в частности технических, влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса, рассеивает внимание учащихся, обращая внимание не только на основные, но и на дополнительные детали.

Условно средства обучения делятся на материальные и идеальные.

Средства обучения относятся также к средствам самообразования, например, различные учебники, научная литература, литература по внеклассному чтению, конструкторы типа «Сделай сам» и так далее. Однако это разделение условное, поскольку многие его используют и в учебе.

В современной дидактике все больше внимание уделяется средствам обучения, поскольку они значительно влияют на эффективность учения. Таким образом, огромный эффект дает организованная образовательная деятельность, где учитель вместе с учениками создает необходимые для учебывозможности. К примеру, в процессе урока в ходе решения задачи, разработаны общие алгоритмы действий, которые затем зафиксированы в виде записи в тетрадях и применяется при решении подобных задач. Такой подход повышает качество знаний и эффективное умственное развитие учеников.

Функции средств обучения

Существует ряд классификаций образовательных средств. В зависимости от характера воздействия на учащихся они систематизированы как:

  • визуальные – предмет, макет, карту, диаграмму, слайду и так далее;
  • аудиальные – магнитофоны, проигрыватели, радио, т.д.;
  • аудиовизуальные – телевидение, фильмы.

В зависимости от сложности, образовательные средства делятся на сложные и простые:

  • Простые. К простым, относятся учебники, книги, рисунки, графики, модели, художественные произведения и так далее.
  • Сложные. Технические приспособления: аудиовизуализация, лингафонические кабинеты, дидактические машины, компьютеры и др.

Использование средств определяется тем, какая конечная цель и задача поставлена с педагогической точки зрения.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Классификация средств обучения

По происхождению группируются так:

  • Натуральные, природные – предметы, которые прямо взяты из реальной природы: камни, растения и так далее.
  • Символические – представляют реальную жизнь символами, рисунками, схемами, картами, графиками.
  • Технические – видео, аудио и аудио визуальные модели, дидактические машины, компиляторы и так далее.

Приведенная классификация достаточно условна. Применение того или иного классификатора необходимо в дидактических описаниях процесса образования.

Правила использования и выбора средств обучения: примеры

В современной информационной среде легко заблудится. Нужно научиться ориентироваться в ней, опираясь на собственные цели и имеющиеся знания и навыки.

Основные критерии выбора методов обучения включают: общеобразовательные цели, уровень мотивирования обучения, время, уделенное поиску информации, особенности методологии преподавания конкретного предмета; количество, сложность изучаемого материала, начальные уровни подготовки учеников; возможности получения различных методов обучения; личностные особенности. В университете, например, задали изучение и анализ новостных статей в печатной прессе. На исследование и составление анализа выделено неделя. Личных денег на покупку газет и журналов нет, но вы ежедневно ездите на работу в метро. Знаете, что каждая станция предлагает бесплатные журналы, которыми можно воспользоваться, занимаясь собственным исследованием. Сейчас важно использовать новые образовательные технологии, чтобы собрать необходимую информацию.

Можно комбинировать и сочетать различные средства для того, чтобы получить наиболее полное представление о изучаемом материале. Современные информационные технологии часто легко доступны и в значительной степени облегчают жизнь учащихся. Это: электронные хранилища жестких дисков, карт памяти и флэшок; компьютеры и периферические устройства принтеры, сканеры и др.; программы, включая мобильные и сетевые сети.