Справочник

Учебный план образовательного учреждения

Оглавление
Время чтения:  6 минут
1 165
Определение

Учебный план – это документ, который составляется с учетом государственных стандартов образования и позволяет упорядочить образовательный процесс в учреждении.

Он включает в себя несколько разделов, где устанавливается объем рабочего времени, список предметов, основные этапы подготовки дисциплин, факультативов, стажировок, семинаров, учебных модулей, а также других занятий, который относятся в практической образовательной деятельности. Если в Федеральном законе об образовании не установлены правила промежуточной оценки студентов, то такие положения должны быть также включены в учебный план 

Структура учебного плана

В каждом образовательном учреждении разрабатывается и утверждается индивидуальный учебный план, внедрение которого осуществляется в установленном порядке. Представители учреждения могут составлять одну или несколько программ. После утверждения проекта все его условия исполняются по расписанию. Учебный план относится к неотклонимым документам. Ответственность за качество реализации и внедрение программы возлагается непосредственно на руководство школы или ВУЗа.

В структуру учебного плана для образовательных учреждений входят следующие разделы:

  • длительность и количество семестров, четвертей или других учебных промежутков, время наступления каникулярного периода;
  • полный список изучаемых дисциплин;
  • отдельный перечень предметов, составленный по годам обучения;
  • разделение дисциплин на обязательные и дополнительные;
  • ежегодное и еженедельное деление академических отрезков времени в зависимости и класса или курса.

Все информация, содержащаяся в учебном плане, должна полностью соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

При создании документа должна также учитываться базисная программа общего образования. С помощью ГОСТ определяется количественный диапазон академических часов, которые должны быть отражены в учебном плане.  С 5 по 9 класс должно быть не менее 5 267 и не более 6 020 академических часов.  

Выделяют три вида учебных планов образовательных учреждений:

  • типовой;
  • базовый
  • план общеобразовательной школы.

Разработкой содержимого учебного плана и подготовкой программы обучения должны заниматься сотрудники образовательного учреждения, которые могут профессионально справиться с этой задачей. При разработке документа и его внедрении в учреждении все действия должны соответствовать порядку, утвержденному в уставе ВУЗа, школы или колледжа.  

При составлении учебного плана педагогам не запрещается проявлять творческую инициативу, разрабатывать авторские программы и методики обучения и воспитания. При этом все нововведения не должны выходить за границы отдельно взятой программы. Учителя также могут принимать участие в подготовке рабочих планов различных дисциплин.

В одном образовательном учреждении могут применяться несколько учебных планов. К примеру, один документ может быть разработан для основных бесплатных программ обучения, а другой – для дополнительных платных занятий.

Внедрение нового плана на практике производится см помощью расписания, которое также относится к официальным документам. За реализацию программы в полном объеме и соответствующем качестве несет ответственность только учебное заведение.  

Учебный план основного общего образования должен полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, а также Федеральному закону об образовании.

При разработке документа должны быть учтены цели и задачи, поставленные перед учреждением, а также творческие и интеллектуальные возможности педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность согласно утвержденному плану.

При создании новых программ по возможности следует учитывать право учащихся на выбор дисциплин, которые им интересны и соответствуют их потребностям в сфере образования. Содержание учебного плана не должно противоречить приоритетам образовательной политики, которая реализуется государством.  

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Основные педагогические требования к учебному плану

Высокой эффективности общеобразовательного плана учебного заведения можно достичь только при соблюдении следующих условий:

  • на стадии проектирования документа должны быть учтены все санитарно-эпидемиологические нормы и требования к условиям обучения в учреждении;
  • всем учащимся должны быть обеспечена возможность изучения государственного и родного языка и определено ежегодное количество академических часов для этой цели.
  • при разработке программы должна быть предусмотрена возможность добавления в него дополнительных образовательных программ, которые будут ориентированы на потребности учащихся. К примеру этнокультурные.  

В учебном плане должна быть представлена информация о методах и возможностях контроля учащихся, а также о способах оценки результатов обучения, распределении академических часов, создании так называемых универсальных действий, подготовке и развитии у учеников желания участвовать в командной работе вместе с коллективом и учителем.

Документ составляется с расчетом на то, что, педагоги должны научится правильно преподносить детям основы нравственного поведения в обществе и корректного отношения к людям. Добавление в программу воспитательных курсов, обеспечивает возможность преподавателям реализовать индивидуальный подход к каждому ученику во время образовательного процесса и построить целостное восприятие мира.

Основные функции учебных планов школ и профессиональных образовательных учреждений заключаются в решении нескольких задач:

  • воспитании у учащихся гражданской ответственности;
  • правильном преподнесении социальной информации и ознакомлении с общекультурными ценностями;
  • формировании мотивации к продолжению обучения после изучения материалов основной образовательной программы;
  • ознакомлении с правилами охраны здоровья и пропаганде здорового образа жизни;
  • нахождении индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его личных качеств и способностей.

Учебные планы бывают разными и могут составляться к разным классам одной параллели. Также могут реализовываться комплексные решения с учетом специфики действующих образовательных программ.