Справочник

Дуалистическая монархия с примерами стран

Оглавление
Время чтения:  9 минут
1 776

Понятие дуалистической монархии

Понятие

Дуалистическая монархия – это первоначальный вид конституционной монархической власти, в которой власть государя ограничена Конституцией, принятой парламентом, однако при формальном и фактическом сохранении им широких полномочий. Это правление в форме правления, где исполнительная власть принадлежит главе государства, а законы принимает парламент, который избирается народом.

Признаки дуалистической монархии

С установлением дуалистической монархии в конце XVIII века, она стала переходной стадией от абсолютной к парламентской монархии в конце XVIII века. Ее отличительной особенностью является то что она является первой формой конституционной монархии, которая имеет ряд характерных признаков.

  • Ограничение влияния на законодательную деятельность.

    Однако в силу того, что монарх юридически является главой государства и имеет право принимать решения, он нередко зависит от деятельности парламента. С точки зрения монархии, парламент является законодательным органом, мнение его монарха должно учитываться.
  • Влияние народа и его влияние на политику государства.

    При этом население страны может оказывать влияние на управление государством через парламент или другие органы представительной и исполнительной власти. Народ является дополнительным источником власти, который принимает участие в формировании парламента. При этом монарху предоставляется право выбирать только половину состава парламента, а другая половина формируется из представителей народа. Народные представители доводят до власти свои требования и пожелания, высказывают свое мнение и оказывают влияние на государственную политику. Также возможность формирования избираемого парламента предполагает то, что власть монарха не абсолютна и ограничена.

Власть монарха

Монарх в дуалистической форме власти наделен широкими полномочиями и полностью обладает исполнительной властью. Это возможно, если он будет участвовать в нормотворческой деятельности и оказывать влияние на парламент. Несмотря на конституциональное ограничение власти, государь вправе:

  • Сформировать правительство, а затем и назначить его.
  • Принимать нормативные акты, законы и издаваться чрезвычайные указы по вопросам, на которые не распространяется влияние парламента.
  • Если парламент не согласен со своим решением или же оно противоречит конституции, то монарх может наложить вето и отменить закон.
  • Собирать депутатов в парламенте.
  • В парламенте должны быть распущены все партии, кроме правящей.
  • Только после того, как они будут одобрены парламентом, акты и законы, которые были приняты монархом, становятся легитимными. Одним из главных признаков демократии является то, что все решения и действия монарха должны быть подчинены конституции.

В судебной власти тоже есть свои особенности, но она более независима. При этом монарх осуществляет и контроль внешней политики государства.

Ответственность правительства перед монархом

В дуалистической монархии правитель владеет полномочиями в сфере формирования правительства, назначаемого для управления страной. Министры и члены парламента являются лишь исполнителями воли монарха, а не его законодателей. При этом государь имеет право сам выбирать из числа своих министров и делегировать это первому министру. Как правило, в парламенте нет противоречий по поводу отставки или назначения отдельных министров.

При таком разделении государственной власти правительство хоть как-то и подчиняется правителю, но не оно сможет это осуществить, пока парламент не выделит деньги. Например, находясь верховным главнокомандующим государства, монарх сам принимает решение об участии в военных действиях или нет, но не он сможет это осуществить, пока парламент не предоставит ему средства.

Отличие от парламентской монархии

Определение

Парламентская монархия – это разновидность конституционной формы правления, возникшая после дуалистической.

По этой причине власть монарха ограничена только представительными органами, но в отличие о первом типе монархии, правитель не имеет исполнительной власти, осуществляя лишь представительную функцию.

К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания и др.

Основными отличиями парламентской монархии от дуалистической является:

  1. Отсутствие дуализма в парламентской форме правления между законодательной и исполнительной властями, поскольку монарх уже не может назначить правительство, передавая эту прерогативу парламенту. Создается правительство, в состав которого входят представители политических партий, получивших большинство голосов в парламенте. А главой правительства становиться премьер-министр.
  2. Правительству подчиняются парламент и несет перед ним ответственность за свою работу.
  3. С потерей доверия к правительству парламент может его распустить.
  4. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
  5. Не только у монарха, но и у его подданных есть определенные ограничения в правовом положении. Без согласия парламента он не может заниматься вопросами государственной жизни.
  6. На данный момент парламент контролирует личную жизнь монарха.
  7. Как правило, в парламентской форме правления монарх является номинальным главой государства, который не имеет реальных властных полномочий.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Отличие от абсолютного монарха

Самое главное отличие абсолютного монархизма от конституционного (дуалистического или парламентского) заключается в том, что все формы власти целиком находятся в руках монарха, правление которого не ограничено ни конституциями, ни парламентом.

Абсолютные монархии в современном мире сохранились на востоке – это Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, объединенные Арабские Эмираты.

Признаки абсолютной власти, определяющие ее главные отличия от дуалистической монархии заключены в следующих характеристиках:

  1. Монарх, обладающий абсолютной монополией на законодательную, судебную и исполнительную власть.
  2. Указы и законы, принятые монархом, являются законченными и обязательными для исполнения.
  3. Никаких представительств, которые бы ограничивали его власть.
  4. Полная беспомощность населения, которое не имеет ни малейшего отношения к государственной политике.
  5. Внешняя и внутренняя политика в стране находятся в ведении министров, которые подчиняются королю.
  6. Нет никакой ответственности монарха перед народом.

Страны с дуалистической монаршей системой

Несмотря на то, что дуалистическая монархия в современном мире прекратила свое существование в своем первоначальном виде, в какой-то степени она может быть реализована в ряде нескольких стран.

  1. Княжество Лихтенштейн – это карликовое государство, управление которым сосредоточено в руках князя. С помощью этого он контролирует принятые парламентом законы, представляет княжество в мире и во взаимоотношениях с другими странами, а также формирует и распускает правительственный аппарат.
  2. Княжество Монако – карликовое государство, граничащее со Францией. Форма правления – это конституционная монархия с элементами дуалистического правления, главой государства является князь. Существующую систему исполнительной власти возглавляет государственный министр и правительство, состоящее из четырех человек. На данный момент законодательная власть находится в руках князей, а также парламента из 24 человек. Парламент может принять поправки в государственные проекты и определить систему налогообложения.
  3. Королевство Иордания – это страна на Ближнем Востоке. А вот исполнительная власть в стране полностью принадлежит королю и совету министров, которые формируются королем. Кроме того, король имеет право самостоятельно назначить судей и внести свои правки в Конституцию.

Помимо упомянутых государств, дуалистическая форма правления существует в Кувейте, королевствах Марокко или Эсватини. При наличии в перечисленных монархиях элементов дуализма, они скорее тяготеют к абсолютной монополии государя, обладающего всеми рычагами власти.

Выполнение любых работ по политологии
Реферат по политологии
от 3 часов
от 500 руб.
Эссе по политологии
от 3 часов
от 400 руб.