Справочник

Принципы административного права

Оглавление
Время чтения:  7 минут
946

Основная суть административного права

Под принципом административного права подразумевается основная идея, положение, которой отражает его главную составляющую характеристику. Иными словами — это содержание всех административно-правовых актов и правил.

Административное право, как и многие другие отрасли права, владеет набором общих принципов, которые характерных для всего права в целом.

Также правовая система обладает особыми принципами, которые придают уникальность административно-правовой системе.

Определение

Принципы — это основа любой отрасли, которая связана с юридической составляющей, своеобразная квинтэссенция, ее главными правовыми нормами и законами.

Раньше данное положение имело подтверждение тем фактом: что в отраслях права, которые имеют общую законодательную базу в виде кодексов права, законодатель вывел основные принципы в начальных актах. Данный факт, как бы подчеркивал, что такое положение, и что является отличительной чертой для любой отрасли.  

Принципы и нормы административного права

В отличие от таких отраслей, как налоговое или семейное право, административное не имеет конкретного и единого перечня основных принципов.

Важно

Главные принципы административного права включены в кодекс об административных нарушениях.

В кодексе наиболее подробно выделен принцип: равенство перед законом или презумпция невиновности. Также особое место занимает процесс обеспечения законности при применении мер принуждения, в связи с нарушением общего административного права и закона.

Большинство правовых актов, которые регламентируют вопросы административного права, включает в себя множество различных принципов, в том числе общеправового характера.

Данные принципы свойственны практически всем отраслям права. Межотраслевые характерны для перечня отраслей, которые направлены на публично – правовой характер.  А также принципы, которые выделяют особую индивидуальность административного права как отрасли в целом.

Первым делом, следует обращать внимание на общеотраслевые принципы, которые возможно применять ко всей отрасли административного права.

К таким принципам относятся:

  • Основное положение, которое характеризует равенство перед законодательством.
  • Законность принятых норм и положений.
  • Приоритетность основных интересов личности в жизни человека или общества в целом.
  • Гласность ответственности. Для данного принципа характерно несколько уровней.  Основной из них — это требование гласности для источника административного правового документа. Законы должны быть обязательно опубликованы и иметь законность. В противном случае они будут не действительны, и их использование в любой отрасли будет иметь не официальный характер.

К числу принципов, которые относятся к категории межотраслевых, также относятся и применяются к административному праву. К такой категории можно отнести следующие особенности:

  • Феодализм и его особенности.
  • Разделения исполнительной власти.
  • Признания местного самоуправления.
  • Разграничение полномочий между всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Большинство принципов административного права составляют отличительные принципы и нормы. Они, как правило, предопределяют содержание какой-либо определенной сферы деятельности.

К данной категории можно отнести:

  • Организация всеобщей деятельности государственной гражданской службы.
  • Стабильность службы гражданского общества.
  • Защищенность гражданских служащих от незаконного вмешательства в их основную профессиональную деятельность.

Субъекты административного права и их характер функционирования

Определение

Субъект административного права — это физические и юридические лица, которые могут выступать основными участниками административных правонарушений, согласно установленных норм и законов права.

Весь круг представителей субъектов права достаточно многообразен, и имеет широкое применение в отраслевой сфере.

В различного рода правовые отношения могут вступать любые физические лица, которые наделены узаконенным признаком субъектности.

Правосубъектность состоит из двух основных составляющих:

Правоспособность — это установленная и охраняемая законом возможность, каждого субъекта принимать участие в различных административных отношениях, устанавливать права и перечень обязанностей в сфере государственного управления.

Дееспособность — это способность субъектов применять свои действия, приобретать права и создавать обязанности юридического содержания. Также нести ответственность за все свои поступки и действия, тем самым реализовывать свою административную правоспособность в повседневной жизни.

Для административного правового регулирования характерно:

  • Основной ряд субъектов и их дееспособность могут совпадать и возникать одновременно. С самого момента возникновения государственного органа и наделения за ним конкретных полномочий.
  • Субъект одновременно наделяется правом и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.
  • Правосубъектность для юридических лиц возникает с изначального момента их создания.
  • Бывают случаи, когда административное право и дееспособность не совпадают между собой. Зачастую это характерно для правового статуса гражданина.

Субъекты административного права, наделены разнообразным правовым статусом.

Правовой статус разделяет следующие виды субъектов:

  • индивидуальные (каждое физическое лицо, гражданин страны, лицо не имеющее гражданство, иностранец, лицо, которое занимает высокую должность);
  • коллективный (юридическое лицо, организация и предприятие, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления);
  • специальный субъект.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Предмет административного права

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

В заданных рамках своего предмета правовой аспект образует определенный законодательный режим организации и управления. Также образуется деятельность субъектов исполнительной власти, поведения всех других участников, которые регулируются управленческими отношениями. В этом и заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей соответствует и другая функция — правоохранительная, которая обеспечивает соблюдение и поддержание в обществе установленного правового режима. Она также обеспечивает и защищает использование правовых законов и интересов сторон в рамках осуществления управленческих процессов на государственном и отраслевом уровне.

Выполнение работ по праву и юриспруденции
Реферат по юриспруденции
от 3 часов
от 500 руб.
Реферат по уголовному праву
от 3 часов
от 500 руб.
Реферат по правоведению
от 3 часов
от 500 руб.
Дипломная работа по юриспруденции
от 1 дня
₽ зависит от сложности
Дипломная работа по трудовому праву
от 1 дня
₽ зависит от сложности