Справочник

Источники российского права

Оглавление
Время чтения:  16 минут
1 033
Определения 1 — 2

Под правовым источником понимают начальный процесс формирования правовых факторов, из которых и определяются главные правовые понятия. Под правовой формой подразумеваются системные очаги организации права, которые выражаются под восприятием общественных взаимоотношений. К источникам российского права относятся Конституцию, федеральный закон, федеральный конституционный закон, а также распоряжение Президента Российской Федерации. Конституция является главным правовым источником, принципами которого руководствуются другие нормы права.

Разделяют следующие источники российского права:

  • Юридический;
  • Материальный;
  • Идеальный.

 

Под юридической силой источников российского права следует понимать внутреннюю суть самого права и его отраслей. Источники российского права оформляют юридически, именно поэтому они предусматривают общеобязательные и нормативные права. Подобные источники права в Российской Федерации можно назвать типичными источниками права, к которым относят:

  • Международный акт;
  • Конституцию;
  • Федеральное законодательство;
  • Федеральное конституционное законодательство;
  • Подзаконный акт;
  • Законы для субъекта Российской Федерации;
  • Иные правовые акты.

Основную часть системы источников права Российской Федерации занимают именно типичные источники. Существует и совершенно противоположное понятие — нетипичные основные источники российского права. Сюда относятся правовые обычаи и судебные прецеденты.

Системы источников российского права

Системы права в Российской Федерации являются основными элементами всей правовой системы и отражают структуру правовых норм. Исходя из этого происходит распространение собранной социальной информации по остальным отраслям — институтам и нормам права. Сама взаимосвязь между различными институтами и нормами права бывает:

  • Причинно — следственная — когда одни нормы и источники российского права исходят из существования других норм права;
  • Функциональная — когда право предусматривает взаимосвязь норм и институтов;
  • Внешний — если правовая норма является исходной института права;
  • Внутренний — предусматривает взаимодействие вертикальных и горизонтальных правовых структур.

Можно сказать, что правовая система регулируется за счет реформ права и является средством правового прогресса. Это позволяет сохранить для новых поколений многолетние выработанные юридические структуры.

Одним из главных элементов права в Российской Федерации является правовая отрасль, которая подразумевает совмещение норм права, регулирующийся определенными сферами. Внутри правовых отраслей содержаться институты с совокупностью правовых норм.

В Российской Федерации правовые институты делятся на следующие виды:

  • Отраслевой и межотраслевой институт права;
  • Материальный и процессуальный;
  • Регулятивный и охранительный институт;
  • Простой и комплексный.

Для разделения на отрасли используется предмет регулирования правом, который является основным материальным критерием и методом правового регулирования. Исходя из этого комбинация метода и предмета регулирования правовых норм формирует различные комплексы на законодательном уровне.

Виды источников российского права

В зависимости от степени иерархии выделяют следующие по важности виды источников российского права:

  • на первом уровне всегда стоит первая глава Конституции Российской Федерации. Она является главным и основополагающим документом, из которого исходят остальные источники права;
  • второй уровень занимает 2 и 9 глава Конституции Российской Федерации;
  • третий уровень предусматривает от третьей до восьмой главы Конституции;
  • четвертый уровень включает законы, которые создаются с помощью референдумов;
  • пятый уровень предусматривает федеральный конституционный закон;
  • шестой уровень рассчитан на федеральные законы;
  • седьмой уровень включает федеральный закон, который считается приоритетным перед остальными;
  • восьмой уровень включает федеральный закон, который не является приоритетным перед остальными.

При этом подзаконные акты делятся на следующие уровни:

  • первый уровень включает указ Президента Российской Федерации, а также все постановления Государственной думы, нормативный акт Центробанка;
  • второй уровень включает нормативное постановление Правительства;
  • третий уровень состоит из законов федеральных органов на уровне исполнительной власти;
  • четвертый уровень предусматривает нормативный акт федерального органа исполнительной власти, который принимается за счет подведомственных полномочий;
  • пятый уровень рассчитан на иные нормативные акты федерального органа исполнительной власти.

В зависимости от источника современного российского права на международном уровне, выделяют следующие уровни иерархии:

  • На первом уровне — Конституция Российской Федерации;
  • Второй уровень включает федеральный конституционный закон;
  • Третий уровень содержит международный договор, который исходит из федеральных законов;
  • Четвертый уровень — это международный договор с согласием обязательности от Президента Российской Федерации;
  • Пятый уровень содержит нормативный указ Президента Российской Федерации;
  • Шестой уровень — международный договор с согласием обязательности от Правительства;
  • Седьмой уровень включает нормативное постановление от Правительства Российской Федерации;
  • Восьмой уровень включает международный договор с межведомственным характером;
  • Девятый уровень рассчитан на нормативный акт соответствующего ведомства.

При этом приоритет источников российского права складывается в зависимости от вышеперечисленных уровней.

Общепризнанный принцип международно-правовых норм

Общепризнанными принципами международного права являются основные понятия среди всей правовой системы. Российскую Федерацию считают страной, с участием более чем 20 тысяч международных договоров. Именно международный договор составляет основу для правовых межгосударственных отношений. Это приводит к активному росту и развитию международных типов сотрудничества, которые оказывают влияние на поддержание мирных условий во всех государствах. При этом само законодательство РФ должно точно отображать положения международных договоров своей страны. Именно международный договор сказывается на законных интересах безопасности государства, соблюдении международного права и свободы человека. Из этого следует, что правовые нормы международного договора стоят на порядок выше, чем правовые нормы самого государства Российской Федерации. Существует закон о международном договоре Российской Федерации, в котором четко излагаются порядки исполнения и подписания международного договора.

В зависимости от уровней заключения, международные договоры делят на следующие виды:

  • межгосударственный договор, который заключался от имени Российской Федерации;
  • договора, которые заключаются Правительством Российской Федерации;
  • договора, которые заключают федеральные органы исполнительной власти — межведомственный договор.

Такая классификация в первую очередь отражает степень порядка принятия решений, которые связаны с подписанием и заключением международных правовых отношений. Все самые значимые межгосударственные договоры заключаются только президентом Российской Федерации. Это не значит, что Правительство не имеет возможности самостоятельно принимать какие-либо решения. Правительство берет на себя ответственность за принятие решений в сфере его компетенции.

Конституция Российской Федерации

Всегда одним из самых важных правовых источников в любом государстве считается законодательство. Основной закон в Российской Федерации — это Конституция. Именно конституция наделена наивысшей степенью юридической значимости и ее влияние распространяется на все территории Российской Федерации. Все судебные процессы рассматриваются на основополагающих законах Конституции, которая регулирует все правоотношения между гражданами государства. Можно сказать, что Конституция — это основной источник законодательных процессов, который развивает все ее положения. Именно поэтому нормативно — правовые акты в законодательстве должны в точности соответствовать изложению Конституции.

Любой закон, который принимается Правительством в Российской Федерации, должен в точности сопутствовать изложенным материалам в Конституции. Для защиты основ конституции, а также прав и свобод человека, создается институт контроля конституции. Такой контроль осуществляется судом Российской Федерации. Основной правовой аспект деятельности таких организаций — проверка соответствия законодательства и Конституции Российской Федерации.

Немаловажную роль источников правовых норм Российской Федерации играет устав субъектов Российской Федерации. Такие субъекты влияют на региональное законодательство. Важно понимать, что Конституция — это главный атрибут права, который наделен наивысшей степенью значимости. Именно действие Конституции распространяется на все территории Российской Федерации. Законодательство РФ и правовые акты не должны нести противоречащих с Конституцией данных.

Федеральный конституционный закон

Под федеральными конституционными законами понимают законы, который принимаются по основным пунктам Конституции Российской Федерации. В связи с этим новые субъекты, которые принимаются в Российской Федерации и которым предоставляется образование, определяются федеральным законом Конституции. Этот закон был принят ранее и является действующим по сегодняшний день. Именно федеральный конституционный закон оказывает влияние на условия проведения референдумов, а также на структурную деятельность органов суда.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Федеральный закон

Федеральный закон существует для регулирования узких групп общественных взаимоотношений. Их главная особенность — локальный тип правового регулирования. То есть сам закон уже имеет положения, которые регулируются его нормами. Для урегулирования значимых групп взаимоотношений создают конфиденциальный федеральный закон. Немаловажная роль отводится кодексу Российской Федерации. Под кодексом понимают нормативно — правовые акты, которые создаются на основании правовых норм 1 или сразу нескольких отделов права.

Закон субъектов Российской Федерации

Закон субъекта Российской Федерации также относят к правовым источникам. Они принимаются на законодательном уровне власти субъектами Российской Федерации. Такой закон создается в той отрасли права, где существенно снижено федеральное правовое регулирование. Благодаря этому все субъекты в Российской Федерации принимают собственные законы и создают свое собственное правовое регулирование. Например, Волгоградская область стала точкой для создания закона о экологической экспертизе на ее территории. Этот закон лишь расширил правовые нормы, которые уже прописаны в федеральном экологическом законодательстве.

Подзаконный акт

Подзаконные акты, наравне с существующим законодательством, являются источником права. Подзаконным актом можно считать нормативно — правовой акт, который подписывается исполнительными органами государства. В зависимости от юридической силы, нормативно — правовые акты делят на следующие виды:

  • Акт, который создается Президентом РФ;
  • Акты, которые подписываются Правительством Российской Федерации;
  • Другие акты, которые создаются министерством;
  • Инструктивное письмо;
  • Приказ различного рода ведомства.

Значимость этих источников права исходит из того, что они более подробно излагают условия действий норм права, которые описываются федеральными законами. Если земельный кодекс Российской Федерации рассчитан на правовые возможности доступа к приобретению собственности на земельный участок, тогда подзаконный акт гарантирует исполнение данных норм права. В этом случае именно правительство издает постановление, которое и будет регламентировать продажу земельного участка или возможность на аренду данного участка. Нормативный акт, созданный органами местного управления, также относится к подзаконному акту. Чаще всего такие акты создаются по темам, которые рассчитаны на местное управление. Именно они отражают всю суть культурного, экономического и исторического развития. Например, города Российской Федерации, под контролем органов местного самоуправления рассматривают вопросы водоснабжения, энергетических ресурсов и отопления граждан.

Иной нормативно — правовой акт

Локальный механизм правового акта также относится к правовым источникам. Договоры можно также отнести к этой группе, так как они имеют общеобязательные условия для всех действующих лиц этого договора. Также из — за трудовые обязанности некоторые договоры распространяется и на сотрудников, которые являются участниками данного договора.

Нетипичные правовые источники

Нетипичными источниками права можно считать следующие виды:

  • Правовые обычаи.
  • Судебные прецеденты.

Судебные прецеденты являются источником права Российской Федерации лишь в случае, если затрагивается судебный акт. Такие акты не только меняют правовую практику, но и оказывают влияние на правовые нормы уже действующих законов. Такие акты относятся к постановлениям Конституционного суда в РФ.

Правовые обычаи представляют собой некоторые нормы поведений, которые регулировались в различных сферах жизнедеятельности граждан и которые прямо не прописаны в законах Российской Федерации. Хотя их регулирование может санкционироваться не только нормами на международном уровне, но и актами на внутригосударственном уровне. Правовые обычаи считаются самыми древними источниками права. Правило, которое зарождалось обычаями и оформляется на юридическом уровне, подразумевает создание самых эффективных правовых норм.

Под обычаем деловых оборотов стоит понимать виды предпринимательской деятельности, которые не предусматриваются договорами или законодательством. Обычай применяется независимо от наличия документированного описания.

Чаще всего такие обычаи распространяется на иностранные лица и народы с осложненными национальными особенностями. К примеру, Российская Федерация имеет некоторые семейные обычаи и обычаи в морском порту.

Если говорить о судебных решениях, то они напрямую не относится к источникам права. Такой подход создается из — за уже имеющейся системы права в Российской Федерации. Даже если рассуждать о недалеком будущем, то судебные решения вряд ли перейдут к источникам права. Конституционный суд Российской Федерации все же имеет непосредственный уровень влияния на участие в правовых нормах. Из этого следует, что многие решения могут меняться и корректироваться Конституционным судом. Именно суд на законодательном уровне может внести любые изменения или поправки в действующее законодательство.