Справочник

Законы: понятие, признаки и виды

Оглавление
Время чтения:  9 минут
1 187

Понятие о законе

Закон – это нормативный акт, принятый органом законодательной власти или референдумом по воле народа, имеющий высшую юридическую власть, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: характеристика, как нормативного правового акта

  • Относится только к органу законодательной и исполнительной власти? референдуму.
  • Порядок его подготовки и издания устанавливается Конституции РФ и Регламентами палат федерального собрания РФ.
  • В идеале он должен быть выражением воли, интереса и желания народа.
  • В нем же сосредоточена высшая юридическая сила и все подзаконные акты, которые должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.
  • В нем осуществляется регулирование наиболее важных, ключевых общественных отношений.

В этой связи, именно эти признаки являются отличительными признаками закона в системе других нормативных правовых актов и наделяют его качеством верховенства. Отменить или изменить закон может только тот государственный орган, который его принял, в четко оговоренном порядке.

Виды законов согласно юридической силе

Конституция (закон) – основной законодательно-правовой акт, определяющий основы конституционного строя, права и свобод человека и гражданина. Он устанавливает форму правления и государственного устройства; определяет состав федеральных органов государственной власти.

К федеральным-конституционным законам относятся законы, принятые по вопросам, предусмотренными и органически связанными с Конституцией (например, Федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Судебной системе, о Государственной думе и т. д).

Федеральные законы – это акты текущего закона, которые посвящены различным сторонам социально-политической, экономической или духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.).

Законодательные акты субъектов Федерации – издаются их представительным органом и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальном управлении в Саратовской области, закон о социальных льготах и т.п.).

Законы можно классифицировать по разным основаниям

  • Субъекты законодательства (принятые народом в результате референдума, принятого парламентом или законодательным органом).
  • Правовое регулирование (конституционные законы, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.п.).
  • Законы по сроку действия (постоянный закон, временный) и т.д.
  • Законы по характеру (текущие и чрезвычайные).
  • В зависимости от сферы деятельности (региональный и федеральный).
  • Содержание (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.).
  • По значимости (обычные, конституционные).
  • По объему регулируемых вопросов (общих и специальных).

Действующие подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты – это принятые в соответствии с законами акты (законы), содержащие юридические нормативы.

В соответствии с законом подзаконные акты имеют меньшую степень юридической силы, чем законы. Главное и определяющее место в нормативном правовом регулировании общественных отношений занимает закон, подзаконные акты тоже играют очень важную роль в жизни каждого человека, помогая ему выполнять свои функции.

Виды подзаконных нормативных актов и их характеристика

  1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить конституции РФ и федеральным законам (ч.1 ст. 90 Конституции РФ), законодательным нормам. Закон, принятый президентом, является следующим после законов местом. При этом указы являются важным элементом в реализации полномочий, элементов правового статуса главы государства.

    В настоящее время в сфере правового регулирования находится огромное количество юридических актов. Если закон не содержит норм, нормативные указы издаются в обязательном порядке. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военные и чрезвычайные законы должны быть приняты на Федеральном Собрании РФ. Указы и распоряжения Президента России публикуются в официальных изданиях. В Конституционный Суд РФ можно будет обратиться за помощью для проверки конституционности законов президента.

     Несмотря на то, что ежегодные послания президента РФ Федеральному собранию являются официальным документом, в них не содержатся нормы права и поэтому не носят нормативный статус.
  2. Постановления правительства РФ. Должно быть исполнено на территории России. Особенность актов Правительства – это то, что их принятие может быть только на основании и в рамках исполнения законов России, а также указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, которое подписано Председателями Правительства РФ, должно быть опубликовано не позже 15 дней со дня его принятия.
  3. Указы, распоряжения, инструкции, правительства РФ, госкомитетов и других федеральных органов исполнительной государственной власти. Именно в этих актах, которые принимаются на основании и в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, регулируются общественные отношения, находящиеся, как правило — в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Существуют и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки определенного министерства или ведомства, распространяются на широкий спектр субъектов. Акты Министерства финансов РФ, Министерства МВД РФ, Центрального Банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России в ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службе лесного хозяйства России;
  4. Местные органы государственной власти (к примеру, областные представительные, законодательные структуры — Тюменской областной Думы) принимают решения и постановления.
  5. Распоряжения, постановления местного органа государственного управления (например, областного главы администраций, губернаторов и пр.)
  6. Нормативные акты негосударственных) органов власти. Эти документы принимают в пределах компетенции указанных структур (районов, сел, поселков) и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
  7. Локальные нормативно-правовые акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия или учреждения в рамках его внутренней жизни (такие как правила внутреннего трудового режима).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Стадии принятия законопроекта

В процессе подготовки законопроекта за рамки законодательного процесса стадии последнего идут следующим образом:

  • Подготовка и внесение законопроекта;
  • Рассмотрение и обсуждение законопроекта в рамках законодательного органа. 
  • Введение в действие законопроекта.
  • Подписывание, обнародование и введение законопроекта в силу.

Принятие законопроектов

Законопроект составляется из законодательной инициативы и обсуждения его участниками.

Под законодательной инициативой понимается предоставление строго определенному кругу лиц или учреждений права на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и отдельных законопроектов, им соответствует обязанность законодательных органов рассмотреть эти предложения.

  • Как правило, законопроект обсуждается в нескольких чтениях. Это открытое заседание палаты представителей парламента, которое проходит на открытом заседании, и оно начинается с доклада инициатора законопроекта и его содоклада подготовительной комиссии (координационного комитета) по основным положениям проекта.
  • В случае необходимости по особо важным, касающимся всех граждан закона может быть и всенародное рассмотрение. Текст рассматривается в соответствии с его разделами или в целом.
  • Каждая предлагаемая поправка голосуется отдельно.
  • В зависимости от степени готовности законопроекта он будет либо принят, либо отклонен, либо отправлен на доработку и повторное рассмотрение.