Справочник

Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация

Оглавление
Время чтения:  13 минут
1 688

Карл Густав Юнг является основателем аналитической психологии. Развивая свои теории, он часто обращался к мировым религиям, использовал темы Библии, даже посещал «места силы». Он ввел в современную психологию новые понятия, включая коллективное бессознательное, анима, анимус, тень, Персона, самость и индивидуация.

Что такое Анима и Анимус

Определение

Понятия анима и анимус в психологии пришли к нам из древности, были навязаны философией культуры. Возобновление произошло в аналитической психологии известного швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Исследователь первоначально хотел отметить различия своего учения по сравнению с психоанализом Зигмунда Фрейда, предложившего рассматривать исследование бессознательного и души с другой точки зрения.

Человеческие архетипы анима и анимус являются частью коллективного подсознания, которые влияют и обусловливают наши представления о мире и принадлежат к области воображаемого. Суть анима и анимуса по Юнгу — это когда эго — индивидуальность питается и обновляется из этих духовных источников.

Происхождение и значение

Понятия Анима и Анимус происходят от латинских названий и означают «душа», «дыхание», «жизненное дыхание». В аналитической психологии данные понятия представляют собой женское измерение мужской психики. Также «анимус» — это производное от латинского, оно означает Разум, «мысль», «дух».

Это мужская часть женской психики. В более тонкой интерпретации эти понятия означают фундаментальные элементы человеческой психики. Они несимметричны и могут проявляться по-разному. Душа — это сама жизнь, которая приносит опыт и знания в мужскую личность, что помогает гармонизировать между сознанием и подсознанием.

В связи с этим Карл Густав Юнг подчеркнул, что описать разницу между мужчиной и женщиной с этой точки зрения непросто. То, что характеризует животных по отношению к анимусу, не подходит для человека.

Характеристики и различия:

  • Анима — это источник настроений и капризов.
  • Анимус – это источник мнений.

Точно так же, как перепады настроения происходят из неясной, неопределенной области, твердые мнения основаны на бессознательных предрассудках или априорных убеждениях.

К. Юнг установил несколько периодов развития Анимуса:

  1. Сновидения и фантазии женщины, когда она видит красивого физически развитого мужчины.
  2. Когда женщина становится инициативной и способной к действию, что способствует развитию карьеры.
  3. Когда в сновидениях женщины появляется образ священника или профессора, это является символом появления здравого смысла.

Архетипы Анима и Анимус

Психологи считают, что для каждого человека секрет баланса — это внутренний диалог, который заключается в том, чтобы позволить невидимому «партнеру» свободно проявляться, вербализовать аниму или анимус, в зависимости от обстоятельств.

Считается, что Анима включает в себя принципы Эроса, проявление которых в мужской психике чаще всего осуществляется через его отношение к женщине.

4 образа Анима

Рассмотрим анима и анимус примеры. Внутренний образ может проявиться и проецироваться в сновидениях в нескольких женских образах: Елены, Софии, Евы и Марии.

  • Елена – это сексуальный прототип, который может явиться в образе актрисы или фотомодели. Этот образ может быть источником восхищения и обожания, а может ассоциироваться с эгоистичным манипулятором.
  • Ева – это Мать-Земля, которая может явиться в виде обычной крестьянки, ухаживающей за детьми. В ней могут проявиться как положительные, так и негативные черты. Положительным является забота, питание и пр. Негативом являются запреты и
  • Мария может быть воплощением духовности и девственности. Во сне часто может появиться в образе учителя. Положительным аспектом является независимость, негативным считается отстраненность и строгость.
  • София ассоциируется с мудростью, часто снится в образе пожилой дамы, которая отличается мудростью и умом, но может использовать свои качества для разрушения.

Анима — это психический компонент, находящийся вне порога сознания. Образ комплементарен Персоне и имеет компенсаторные взаимоотношения с личностью человека.

Анима, Анимус, Тень

Это негативная бессознательная часть личности, полностью отвергается сознанием. Здравый человек, его сознательное эго не желает иметь в себе злой негатив. Чем больше человек осознает присутствие в себе Анима, Анимуса и Тени или негативного начала, тем скорее он сможет справиться с этим и исправиться.

Когда тень не осознается, она может неожиданно проявиться в самый неподходящий момент. По сути, Анима и Анимус – это две взаимодополняющие друг друга концепции, которые являются архетипами противоположного пола.

Эти понятия хорошо объясняют аффективные предрасположенности мужчин, их чувства и привязанности, а также оправдывают твердые, жесткие властные поступки женщин. В этой «игре» между Анимой и Анимусом, лежит основа для бесчисленного количества сочинений с научной основой, таких как:

  • «Женщина в сказках» Мари Луиза фон Франц (психолог, соавтор Юнга).
  • «Женщины, бегающие с волками» Кларисса Пинкола Эстес (этнолог и психолог).
  • «Женственность бытия. Закончить ребром Адама» Анник де Сузенель.

Психоаналитики считают, что душа может проявляться в мужских снах и фантазиях в облике соблазнительной или демонической женщины, обладающей характеристиками, очень далекими от сознательных ценностей сновидца. Этот архетип может быть спроецирован во сне в образ первобытной женщины, мифической женщины-воина и пр.

С другой стороны, мужской отпечаток в женском подсознании может объяснить чрезмерную рациональность, принять в сновидческом плане лицо человека-героя, человека-художника, человека-философа и пр.

Несмотря на то, что Тень, Анима, Анимус, Самость стали фундаментальными концепциями в научной работе Карла Густава Юнга, их существование в качестве ориентиров в философии знания пришло намного раньше. В античности Аристотель в своей работе De anima (О душе) определяет «аниму» как принцип жизни, фундаментальную часть бытия, придающее телу особенность.

Со временем бесчисленное множество других философских, религиозных и научных концепций искали ответы на то, что латиняне называли «анимой», невыразимой частью нашего существа и что могло означать дух, разум, жизнь.

Психея и Эрос

Популярным примером изображения этого контакта может стать скульптура Психеи.

По легенде Психея своей красотой вызвала ревность богини любви Афродиты. Психею изгнали и унесли ветром в дальние страны. Там она становится женой богатого незнакомца, обладающего несметными богатствами. Залогом ее счастья стал запрет на то, чтобы попытаться увидеть лицо своего мужа.

Но однажды любопытство Психеи победило ее благоразумие, и она увидела своего мужа, которым оказался бог любви Эрос. За нарушения запрета Психея была жестоко наказана, но Эрос забрал жену к себе на небеса и подарил ей бессмертие.

Эту легенду часто истолковывают, как противоборство анимуса и анимы или сознания и подсознания.

Архетип Персона

Этот образ означает ту часть психики, которая обращена к социуму.

Архетип Персона представляет собой образ идеального мужчины. Парадокс в том, что чем сильнее выглядит мужчина снаружи, тем слабее он внутри. При этом его слабая сущность или анима может проявляться в полном подчинении своей жене.

Считается, что Персона — это внешняя установка, а анима — внутренняя. По сути, это два антипода, которые выражаются в парадоксе личности, когда жестокий и грозный тиран внутри капризен и раним, сильно переживает при малейших трудностях.

Такие мужчины болезненны и впечатлительны. Юнг утверждал, что чем больше интеллекта у брутального мужчины, тем больше он подвержен сентиментальности.

В процессе жизни и развития анима мужчины может изменяться.

Различают несколько стадий:

  • личность пытается освободиться от материнской анимы;
  • мужчина полностью утрачивает женское начало;
  • у человека появляется малоподвижность и жестокость;
  • в старости мужчина становится раздражительным, сварливым и упрямым, склоняется к алкоголю;
  • в старческом периоде мужчины начинают страдать депрессией, появляются хронические болезни.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Что такое индивидуация Юнга

Определение

Определение индивидуация Юнга включает в себя такие понятия, как жизнеспособность, независимый нрав и хорошая адаптация к окружению. Это период, когда личность переходит от сознательного к духовному развитию.

Главная цель развития человеческой индивидуации по Юнгу – это обрести и познать свою целостность.

Концепция была всесторонне исследована Карлом Густавом Юнгом. Он считал, что достичь самопознания можно только с помощью индивидуации.

Процессы и принципы индивидуации

Исследователь разработал несколько фаз развития личности:

  1. Происходит раскрытие личности, когда человек ассоциирует Персону с полезным инструментом. В это время Персона служит защитной маской, скрывающей бессознательность и самость, человек становится полностью независимым от мнения общества.
  2. Начинается знакомство и борьба с Тенью, с целью полного освобождения от ее влияния. Это происходит по мере осознания ее реального воздействия на личность.
  3. Происходит столкновение с анимусом и анимой, восприятие реального воздействия этих архетипов, их автономности. Человек начинает понимать, что они могут управлять им в том случае, если воспринимать их как выдуманные образы, а не как реальные силы.
  4. В процессе индивидуации происходит развитие самости и перемещение эго в психику личности. Это приносит единство бессознательного и сознательного.

Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда его влияние на человека распознается, он берет на себя роль связующего звена между сознательным и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется с самостью.

Практическое применение

Пока наши образы Персона, анима, анимус, тень, самость бессознательны и не принимаются как часть нашего «я», мы будем стремиться передать их людям противоположного пола. В этом заключается основные принципы индивидуации.

Согласно Юнгу, родитель противоположного пола имеет большое влияние на развитие своего ребенка. Любые отношения с объектами противоположного пола, в том числе с родителями, подвержены сильному влиянию этих архетипов.

Поэтому при построении взаимоотношений с противоположным полом или воспитании детей, необходимо учитывать принципы индивидуации, как психологические аспекты, влияющие на развитие личности.