Справочник

Раскрытие понятия «общение» в психологии

Оглавление
Время чтения:  22 минуты
990
Определение 1

Общение – это многогранный сложный процесс, в ходе которого устанавливаются отношения и связи между людьми. При этом он является процессом, который возникает из потребностей в совместной деятельности и включает в себя процесс обмена информацией, а также выработки единого плана взаимодействия.

Во время общения, как правило, происходит практическое взаимодействие людей в виде совместной работы, обучения, коллективных игр. Общение в психологии помогает планировать, осуществлять и контролировать деятельность людей. Если говорить о понятии «связи», то это процесс общения между людьми посредством речевого и неречевого общения. Это понятие имеет целью достижение изменений в мотивационной, познавательной и эмоциональной сферах лиц, которые принимают участие в общении. В процессе общения участники обмениваются не только физическими действиями, результатами труда, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.п.

Человек учится общаться с самого детства, он изучает различные виды общения в зависимости от среды, которая его окружает, от людей, с которыми он контактирует. А вот то, что происходит в жизни – это уже стихийный процесс, который происходит в жизненном опыте. В некоторых случаях этого опыта не хватает, к примеру, чтобы овладеть определенной профессией, или же просто для цивилизованного и продуктивного диалога. Здесь нужно уделить внимание совершенствованию и изучению закономерностей общения и навыков их использования и учета.

Любая общность людей располагает своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация внимания на социально-психологического содержании образа их жизни. Все это отражается в традициях, обычаях, ритуалов, обрядов, танцев, песен, мифов, сказаний, в театральном, музыкальном, изобразительном и других видах искусства. Всё это массовое общение имеет огромный потенциальный потенциал для взаимовлияния людей. В истории человечества они были средством воспитания, приобщения человека к духовной атмосфере жизни

При этом, как правило, в общении с людьми акцент делается на проблемах человека. И, если вы увлекаетесь инструментальным аспектом общения, то неизбежно ведете за собой нивелирование его духовной сути, а также упрощенную трактовку понятия «общение» в виде информационной деятельности. В процессе неизбежного научного разделения общения на составные части необходимо не утратить в нем человека как духовной и активной силы, которая преобразовывает в данном процессе и других и себя

Описание, формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона отражает взаимодействие человека со своим окружением. Речь идет о других людях и общности, с которыми человек связан в жизни

Когнитивная сторона отвечает на вопросы о том, кто является оппонентом, каков он человек, что от него можно ждать, а также на множество других вопросов и проблем, связанных с личностью партнера.

Информационно-коммуникативная сторона необходима для взаимодействия людей друг с другом на основе их взглядов, идей, интересов, чувств, установок.

Эмотивная сторона является одним из важнейших компонентов во время функционирования чувств и эмоций, настроение в личных контактах людей.

Поведенческая сторона общения имеет большое значение для того чтобы согласовать внешние и внутренние противоречия в позициях партнеров.

Общение имеет различные функции:

  • Прагматическая функция является отражением потребностно-мотивирующих причин и реализуется во время взаимодействия людей при совместной деятельности. Важно отметить, что общение – это главная потребность.
  • Функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях. В процессе общения с другими людьми человек получает общечеловеческие знания, социальные нормы, навыки и способы деятельности, сложившиеся в истории. Во время общения происходит формирование человека как личности. При этом следует отметить, что общение – это универсальная реальность, в которой зарождается, развивается и существует психический процесс на протяжении всего периода жизни, а также состояние и поведение личности.
  • Функция подтверждения, это функция, которая обеспечивает человеку возможность в познании, утверждении и подтверждению себя. Необходимость в объединении и разъединении людей возникает с одной стороны для передачи важных сведений посредством формирования между ними контактов, для настройки их на осуществление общих целей, задач или намерений, при этом соединяя их вместе в одно целое, а с другой — причиной изоляции личности во время общения и дифференцирования
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений на уровне интересов налаживания и сохранения продуктивных или устойчивых связей, взаимоотношений, контактов людей, учитывая при этом интересы их коллективного труда.
  • Внутриличностная функция, которая реализуется во время общения человека с самим собой посредством внутренней или внешней речи, построенных в качестве диалога.

Каким бывает общение: его виды

В психологии существует множество понятий, которые имеют отношение к общению. Существует ряд разновидностей общения:

  • Массовое общение – это множество непосредственных контактов людей, которые не знакомы, а также коммуникация, которая осуществляется через различные виды СМИ.
  • Межличностное и ролевое общение. При межличностном общении конкретные люди являются участниками общения, у них есть ряд специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных усилий. В процессе ролевого общения участники общения являются обладателями определенных ролей, например: учитель – ученик, покупатель – продавец. Ролевое общение лишает человека возможности спонтанно действовать, так как его роль – это роль персонажа. Этот вид предполагает проявление человека не в качестве индивидуальности и не в качестве социальной единицы, а как некую социальную общность, выполняющую определенные функции.
  • Доверительное и конфликтное. Особенность доверительного общения заключается в передаче особой информации. Доверие – это важный показатель любого вида общения, без него не может быть достигнуто ни одно решение в сфере интимных отношений. Конфликтное — выражается во взаимном противостоянии людей, выражении недовольства и недоверия.
  • Личное — предполагает обмен между людьми информацией, не имеющей официального характера.
Определение 2

Виды деловых отношений – это взаимодействие людей на основе совместной работы или участия в одном виде деятельности.

Прямой и косвенный. Как правило, прямой контакт является более ранней формой общения. Такой вид коммуникации являлся причиной возникновения различных видов опосредованной коммуникации в более поздние периоды развития цивилизации, это взаимодействие с помощью дополнительных средств – например, писем или аудио, видеотехники и т.д.

Системы, которые являются знаковыми, позволяют общаться, тут выделяют вербальное и невербальное общение:

  • вербальное предполагает устную и письменную речь;
  • неречевые способы используются при невербальном общении.

Как правило, в процессе вербального используются два вида речи – устная и письменная. Устная речь представляет собой самостоятельную речь, которая имеет свои правила и грамматику. Обучение письменной речи ведется в школе, это признак образованности человека.

При этом для того, чтобы создать психологический контакт между людьми, обогатить значение передаваемого через слова, направления истолкования слов, выражения эмоций и отражения ситуации, используются невербальные средства общения.

Есть несколько видов невербальных средств общения. В визуальные средства общения входит:

  • кинесика, которая выражается в движениях рук, ног, туловища и головы;
  • виды зрительного контакта и направления взгляда;
  • выражение лица;
  • выражение глаз;
  • поза, речь идет о смене поз относительно словесного текста;
  • кожные реакции, которые выражаются в появлении пота или покраснении;
  • дистанция, которая подразумевает определенное расстояние до партнера, персональное место и угол поворота к нему.

К ним относятся различные вспомогательные средства общения, тут же специфика телосложения (половая и возрастная), средство ее превращения в одежде, косметике, очках, украшениях, татуировок, усов, бород, сигарет и т.д.Акустические или иными словами звуковые устройства, включают в себя:

  • паралингвистические, то есть те, которые связаны с речью. В эту группу входят особенности речи, громкости, ритма, тембра, речевых пауз и их место в тексте;
  • экстралингвистические, то есть связанные с речью. Здесь смех, слезы, кашель, скрип зубов, «шмыганье» носом, скрипы зубов.

Тактильно-кинестетическая разновидность невербальных средств общения, связанная с прикосновениями. К ним относят следующие:

  • Физическое воздействие. Например, вести слепого за руку, и контактный танец.
  • Такесика, которая может выражаться как рукопожатие, так и похлопывание по плечу.

Оральная разновидность, в которую входит:

  • Приятные и неприятные запахи, которые окружают нас.
  • Натуральные и искусственные запахи человека, а также другие.

Особенности общения: структура

Структура общения включает в себя ряд компонентов, среди которых можно выделить следующие: мотивационно-целевой компонент коммуникации, который является системой целей и мотивом общения. В качестве мотива общения используют:

  • Интересы и потребности человека, который инициирует общение.
  • Интересы и потребности двух партнеров общения, которые вызывают у них желание включиться в процесс общения.
  • Требования, которые вытекают из задач, решение которых возможно совместными усилиями.

На данный момент соотношение мотивов в общении может колебаться от конфликта до полного согласия. С этим связано то, что общение может быть дружеского или конфликтного характера.

Основной целью общения является получение или передача определенной полезной информации, снятие напряжения, активизация партнеров, управление совместной деятельностью, оказание воздействия на других людей. Если партнеры не совпадают, то они могут быть разными по целям и задачам, и это оказывает влияние на характер общения.

Коммуникационный аспект в общении состоит в обмене информацией между собеседниками. На данный момент в процессе коллективной работы происходит обмен мнениями, чувствами, идеями и т.д., это все и есть процесс обмена информацией, который имеет ряд особенностей: кибернетические устройства только передают информацию, но и во время общения она уточняется, формируется и развивается.

Простой «обмен информацией» двух устройств отличается в том плане, что во время общения происходит сочетание со стороны человека к человеку. В процессе общения происходит влияние друг на друга, при помощи системных знаков. Если человек, который передает информацию (коммуникатор) и тот, кто принимает ее (реципиент), имеют единую или сходную систему кодификаций, либо декодификации, то только в этом случае возможно коммуникативное влияние на человека, в качестве результата обмена информацией.

В интерактивном компоненте общения участвуют не только знания и идеи, но и действия. Это взаимодействие может быть кооперацией и конкуренцией, согласием или конфликтом, приспособлением или оппозицией, ассоциациями и диссоциациями.

Определение 3

Перцептивный компонент общения – это восприятие, взаимное изучение и оценка партнерами друг друга. Все это основано на восприятии внешнего вида, поступков людей и их толкованием.

Взаимная социальная перцепция во время общения имеет высокую вероятность субъективизации. Это выражается и в неправильном определении целей партнера (его мотивов, установок на взаимодействие и взаимоотношений), а также в неправильном определении мотивов и установок партнеров.

Понятие коммуникации

Определение 4

Коммуникация – это связь людей между собой во время межличностных отношений.

В коммуникативном компоненте есть несколько особенностей:

  • Когда два человека находятся в отношениях, они представляют собой активных субъектов. Данные связи при взаимном их информировании подразумеваются налаживать коллективную деятельность.
  • Особенности человеческого обмена информацией состоят в том, что она играет роль для участников общения определенной информации и ее значении;
  • Вероятность взаимного влияния партнеров друг на друга при помощи систем знаков.
  • Коммуникативный эффект только при наличии сходной или единой системы кодификаций и декодификаций.
  • Вероятность возникновения коммуникативных барьеров. С этим связано то обстоятельство, что в данной ситуации четко видна связь, которая имеет место между отношением и общение.

Два типа информации:

  • Побуждающая, которая выражается в виде приказа, совета или просьбы; служит для стимуляции определенных действий;
  • Констатирующая информация, заключается в проявлении в формах сообщения и не подразумевает изменения поведения.

В обществе информация распространяется посредством особого «фильтра доверия или недоверия», действующего таким образом, что истинные сведения могут быть отвергнуты, а ложные – приняты. Кроме этого, есть средства, которые способствуют восприятию информации и ослабляющие действие фильтров. Это синтез данных средств, который называют фасциацией. На примере музыкального, цветового и пространственного сопровождения речь можно привести в пример.

В модели коммуникативного процесса присутствуют пять элементов, которые входят в модель коммуникации, это означает, что такая модель коммуникативного процесса выглядит так: сообщения в виде текста – канал — аудитория или другими словами реципиент — обратная связь.

Основной задачей информационных обменов в общении является формирование общего смысла и единой точки зрения, а также достижение согласия по поводу ситуации или проблемы. Как правило, для этого используется механизм обратной связи. По его мнению, процесс обмена информацией во время межличностного общения удваивается, а также помимо содержательных сторон, информация, которая приходит к реципиенту от коммуникатора содержит данные о том, как реципиента оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

В процессе общения участники коммуникации должны не только передать друг другу информацию о том, что они узнали, но и прийти к ее адекватному пониманию. Другими словами, во время межличностной общения особой проблемой является интерпретация сообщения, полученного от коммуникатора к реципиенту.

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров — психологического препятствия на пути к корректной передаче данных между партнерами по общению.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Особенности взаимопонимания между людьми

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, которая выражается в нескольких аспектах: личное осмысление предмета общения происходит на основе его содержания.

Двусторонняя взаимоприемлемая оценка и принятие мотивов, целей и установок взаимодействующего человека, в ходе которой прослеживается полная либо частичная схожесть и близость психического, поведенческих и эмоциональных реакций на возможные для них методы в достижении результата коллективной деятельности. Чтобы достичь взаимопонимания, необходимо создать специальные условия, рассмотрим некоторые из них.

Речь людей, которые находятся в диалоге друг с другом, должна быть понята. Сознательные качества людей, которые находятся в контакте, должны быть осознаны. Выработка соглашения, которое будет выполнено на практике согласно установленным правилам. Чем более приемлемы для коллективной деятельности правила взаимодействия и чем более они будут соответствовать требованиям коллектива, тем выше вероятность того, что коллектив сможет достичь взаимопонимания.

Правилами, разработанными для взаимодействия, не должны быть стеснены партнеры по совместной деятельности, поэтому важно их регулярно корректировать, то есть согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства, которые позволят осуществить эти правила. Лучше всего это делать в случае равноправного положения людей.

Важно понимать, что для достижения взаимопонимания необходимо, чтобы люди исходили из одинаковых принципов общения и взаимодействия. Но не менее важно и правильно соотнести предмет общения с одним социальным образцом, нормой поведения.

Невозможно понять другого человека, если не вступите с ним в отношения, которые имеют личностный характер, не проявляя к нему эмпатии. Возможен вариант, что в качестве основы для построения взаимопонимания будет использоваться отношение людей к их ценностно-смысловой и психологической позиции. В этой ситуации критерии, по которым можно будет составить мнение о вероятном взаимопонимании – это предложения, которые были предложены участниками на знание предмета совместной деятельности, их компетентности. А также, прогнозирование отношений между партнерами по поводу предмета совместной деятельности, его важности для каждой стороны.

Процесс осмысления человеком того, что воспринимает его партнер. Анализ психологических свойств партнеров. Поэтому важно помнить о том, что всегда есть вероятность непонимания, которая возникает между людьми. На это есть несколько причин:

  • как правило, это искажение или отсутствие восприятия людей друг к другу;
  • разница в восприятии и подаче речевых или каких-либо иных сигналов.
  • недостаток времени для умственной переработки информации, получаемой и отдаваемой. Случайное или умышленное искажение информации, которую передают.
  • нет возможности исправить совершенную ошибку или уточнить сведения.
  • отсутствие одного понятийного аппарата, который бы служил для оценки личностных свойств партнера, общения и контекста его речи.
  • в процессе выполнения определенных задач несоблюдение правил взаимодействия, что может привести к конфликту.
  • потеря или перенос на другую цель коллективных действий.
Выполнение любых работ по психологии