Справочник

Причины крещения Руси

Оглавление
Время чтения:  12 минут
634

Около тысячи лет назад в истории нашей страны произошло важное событие, которое определило дальнейшее развитие страны — Киевская Русь приняла Крещение. И у современного человека возникают вопросы на эту тему, но первый всегда звучит одинаково – зачем князь Владимир это сделал?

Крещение Руси

Под этим термином следует понимать введение Киевским князем Владимиром Святославичем (Будущий Святой Равноапостольный Князь Владимир I Святой) на территории Древнего Руси в качестве государственной религии христианства византийского обрядового или Православия. Датой Крещения считается дата 988 год, но некоторые источники указывают и на 990 и на 991 год.

Мнение ученых о причинах Крещения Киевской Руси

Русскоязычные историки называют несколько причин, по которым Владимир принял новую религию в качестве государственной.

Однако русский историк Н. М. Карамзин считает, что главной причиной принятия Владимиром христианства является стремление князя к просвещению народа. А в качестве таковых для нужд государства были необходимы люди, которые могли бы читать, писать и считать, эти знания имели люди, принадлежащие к церковному сословию.

Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. В то же время он полагал, что главная причина, по которой князь принял христианство, — это экономика. Для дальнейшего развития государства необходимо было ввести общие экономические механизмы, которые бы обеспечили развитие всех регионов страны. В то время как для людей средневековья торговля и христианство были основными составляющими жизни. Языческое государство Древняя Русь могло бы остаться в политической и экономической изоляции, христиане не желали иметь дела с язычниками.

О причинах крещения

Современные ученые считают, что в основе этого лежит комплексный взгляд на причины Крещения Древнерусского княжества. В первую очередь это связано с тем, что принятие единой государственной религии обусловлено следующими причинами.

Внешняя политическая причина

С середины X века Киевская Русь была огромным государством на востоке Европы, но вот политический его был невелик. А все дело в религии. В России была языческая страна, а европейские страны приняли христианство как государственную религию. Выходит, так, что языческая Русь – это государство второго сорта, общение с которым доступно только по очень ограниченным вопросам, в то время как ее государь не имеет равных европейских правителей и князей.

Владимиру не нравились такие условия. Ему хотелось иметь уважение и почет. Эту проблему можно было бы решить, приняв христианство. В случае принятия единой религии Владимир получил бы возможность породниться с кем-либо из европейских правителей.

Внутренняя политическая причина

И положение князя Владимира в качестве государя России было очень шатким.

В первую очередь, — это происхождение. Согласно информации некоторых источников, его матерью была рабыня и, следовательно, он, согласно законам, того времени, тоже являлся рабом и рассчитывать на княжеский престол не мог в принципе.

А во-вторых, это и есть процесс восхождения на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава (внук Ярополка), занял престол после смерти Ярополка. Есть мнение, что Владимир был причастен к убийству его младшего брата. В глазах европейской и местной элиты он являлся незаконнорожденным, не имеющим право наследования и узурпатором престола. Ему необходимо было сделать нечто, что могло бы изменить мнение общества о нем. Этим и было принятие христианства в качестве государственной религии, которая давала безоговорочное подчинение власти императора (православного).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Управленческая причина

При принятии Православия в качестве официальной идеологии и государственного устройства Древнерусского государства прошло всего лишь около 100 лет. Это не так уж и много, по историческим меркам это совсем маленький возраст. При этом население страны было представлено в виде смеси совершенно разных по происхождению групп и народов – различные славянские племена, финско-угорские племена. Балтийские и скандинавские народы на севере, тюрки-северяне на юге, чудь и литвин на западе. Это очень сложно, управлять таким конгломератом народов. В качестве инструмента управления была необходима общая идея, которая бы могла выступить в роли инструмента управления. При этом в Византии Владимир видел, что религия могла бы выполнять функцию инструмента государственного управления разрозненным населением, и на территории его княжества.

Крещение руси

Почему было выбрано православие

Почему Владимир выбрал именно христианство по греко-византийскому или византийскому обряду?

Есть красивая легенда о посланцах разных религий, которые пытались склонить князя принять свою веру. Согласно легенде последней каплей, которая подтолкнула Владимира принять Православие, были восторженные отзывы его послов на церковную службу в столице Византии, в храме Святой Софии. В этой легенде есть доля правды, но она не совсем соответствует действительности.

О чем говорит История по этому вопросу

Согласно историческим фактам можно сделать вывод о том, что князь действительно интересовался различными видами религий и контактировал с представителями конфессий. По этой причине выбор в пользу православия от Византии был обусловлен следующими причинами:

  • Византия была самым могущественным государством того времени, диктовавшим свое мнение всему миру. С принятием христианства и женитьбы на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж Российской империи в глазах европейских монархов.
  • Влияние византийских священников на русскую жизнь было огромным и существовало уже долгое время. А бабка Владимира — Святая Ольга приняла крещение от Византийского Императора. В то время уже существовала христианская община и принятие Христианства в качестве государственной религии было делом времени.
  • Византия сама стремилась к тому, чтобы Русь приняла Православие и именно из Византии. Таким образом, Империя устраняла военную угрозу с Севера и включала огромное государство и огромное множество населения в орбиту своего влияния.

Есть мнение, что Владимир и вовсе не думал о других религиях, кроме Православия, так как влияние Византии и ее культуры было огромным.

Если говорить о крещении Киевской Руси как о условном понятии, то оно связано с целым рядом решений и событий, которые имели место в различное время. Разумеется, князь Владимир Святославич сыграл большую роль в том, что народ Руси стал христианским, и что это произошло благодаря ему. Но сводить все дело к нему одному было бы абсолютно неправильно. В данном случае Владимир является неким символом принятия христианства восточным славянством. Потому что именно поэтому его считают, как Православным Святым, а также запечатанным в образах исторической памяти (иконах, картинках, памятниках и так далее) современных народов, которые вышли из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.

Первым делом, следует различать решение самого князя и нескольких его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческий культ и принять христианство как официальную и обязательную для всех жителей веру. Однако введение официальной и обязательной для каждого человека религии не могло произойти за один день и на пустом поле: у события такого масштаба были разные предпосылки (и не только политические, но и экономические и культурные).

Если говорить о событиях тысячелетней древности, то необходимо помнить, что сохранились очень мало источников времени правления Владимира, а сохраняющиеся сложно интерпретировать однозначно. До нас дошли лишь несколько коротких и отрывчатых иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, чеканенные в начале XI века при князе Владимире, с его изображением как христианского государя (князь изображен с Крестом). «Известия» Киевской летописи и некоторых других древнейших русских летописей повествуют о Крещении Руси спустя много лет после смерти князя, и в основном это просто легенды.

В «Повести временных лет» есть много неясного и сложного. Во второй половине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников-редакторов, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Как правило, в этом случае речь идет о историческом или литературном творчестве, частично и искаженно рассказывающем о реальных событиях. По-видимому, это не “невиновность”, но скорее “недоверие” характеризует отношение к нему современных историков.

Но если учесть все эти обстоятельства, то следует признать, что реальных мотивов князя Владимира, решившего принять христианство, мы не знаем.