Справочник

Этапы проведения бенчмаркинга

Оглавление
Время чтения:  10 минут
160
Определение

Бенчмаркинг организации — это специализированная методика исследования опыта конкурентных организаций и перенимание опыта, в ходе которого для организации могут быть открыты новые пространственные возможности для бизнеса.

Бенчмаркинг: что это такое простыми словами?

Само слово «бенчмаркинг» с английского «benchmark», переводится как стандарт, критерий, эталон. Если эталон — это характеристика определенного уровня, высоты или ступени, то задача бенчмаркинга заключается в планировании, определении, сравнении и достижении этих стандартов.

Бенчмаркинг также называются эталоном, поскольку при их использовании для сравнения выбираются оценочные показатели деятельности лучших компаний в данной области.

Что такое бенчмаркинг? Бенчмаркинг предприятия — это набор стратегий, позволяющих компаниям изучать принципы и методики управления деятельностью своих конкурентов, анализировать их преимущества и недостатки в деятельности  и постепенно внедрять эти преимущества в свои производственные процессы.

Таким образом, бенчмаркинг конкурентов позволяет сопоставить бизнес процессы, продукты и в целом деятельность организации с деятельность другой организации, как правило, конкурентов.

Для проведения сравнения должны быть выполнены следующие условия:

  1. сравниваемый бизнес-процесс должен существовать как в сравниваемой компании, так и в компании, для которой этот процесс разрабатывается; 
  2. для качественных сравнений требуется полная информация об анализируемых фирмах. Качественное сравнение требует обширной информации о бизнес-процессах анализируемых компаний. В частности, это означает различную внутреннюю информацию, которая является конфиденциальной для бизнеса сравниваемых организаций;
  3. бизнес-модели и другие базовые элементы должны быть одинаковыми в собственной компании и выбранного конкурента. 

Виды бенчмаркинга

  • Внутренний бенчмаркинг проявляется в повторном принятии менеджерами решений в отношении всех подразделений организации на основе прошлого опыта. Другими словами, менеджеры принимают решения в определенных подразделениях компании в рамках повышения эффективности организации. Анализ результатов покажет, какие идеи действительно были более продуктивны. Затем менеджеры применять опыт и идеи, предлагаемые в других подразделениях. Этот тип бенчмаркинга отражает тот же сравнительный анализ, что и опыт принятия решений в собственной организации.
  • Общий бенчмаркинг – это анализ экономического опыта конкурирующей организации для реализации компанией в другом фокусе (другой нише).
  • Конкурентный бенчмаркинг позволяет провести анализ деятельности конкурентной организации с целью определения наиболее успешных способов достижения целей. Этот тип бенчмаркинга характеризуется анализом особо интересных показателей: цены, продукта, технологии производства и т. д.
  • Функциональный тип отличается от предыдущего тем, что в этом случае на первый план выходит функциональное сравнение с конкурентами, находящимися на разных стадиях производства. Здесь анализ основан на выявлении причин эффективности применения услуг или отрасли.
  • Стратегический бенчмаркинг чаще применяется тогда, когда предприниматели или организации планируют выводить новые продукты или выходить на новые рынки.

Для чего нужен бенчмаркинг?

К преимуществам бенчмаркинга относятся:

1) устранение ошибок управления на высшем уровне и привлечение внимание к реальному состоянию организации;

2) выявление слабых сторон и наибольшее привлечение внимания к сильным сторонам;

3) мотивация предпринимателей к постоянному повышению качества услуг;

 4) предотвращение отставания от конкурентов при избегании значительных финансовых затрат и внедрение методик совершенствовании  деятельности при минимальных расходах.

Методы бенчмаркинга

  • Анализ продукта или услуги — сравнение товаров, работ и услуг компании с аналогичной продукцией конкурентов.
  • Сравнение процессов — сравнение внутренних процессов компании с конкурентами или лучшими процессами в отрасли.
  • Метод «тайного покупателя» — это человек, который не работает в компании, выдает себя за покупателя и посещает фирменный магазин или офис, чтобы проверить качество обслуживания.
  • Оценка, опрос клиентов — получение от клиентов их мнений о продуктах, услугах и общей перспективе компании.
  • Анализ финансовых критериев — это сравнение показателей финансового положения компании с критериями конкурентов или отраслевыми рейтингами.
  • Анализ конкурентов – сбор и оценка информации о конкурентных организациях и выявление преимуществ и недостатков в их деятельности.

Инструменты бенчмаркинга

  • Сбор данных: использование различных источников информации (отчеты компаний, аналитика, базы данных).
  • Анализ данных: статистические и аналитические системы (например, Excel, SPSS).
  • Визуализация данных: инструменты для создания графиков и диаграмм (например, Power BI).
  • Тесты производительности: показатели (например, рентабельность инвестиций, ROE).
  • Управление проектами: системы управления проектами (например, jira , Asana).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

«Колесо бенчмаркинга» или стандартный процесс бенчмаркинга

Колесо бенчмаркинга — это инструмент, используемый для определения недостатков и преимуществ бизнеса или процесса по сравнению с конкурентами или лучшими практиками отрасли. Это помогает определить сферы, в которых есть возможность повысить эффективность деятельности. На рисунке 1 представлены основные ступени процесса бенчмаркинга

Этапы колеса бенчмаркинга

Рисунок 1. Этапы колеса бенчмаркинга

Проанализируем эти этапы более подробно

Первый этап — «Планирование». Здесь необходимо построить четкий план действий, определяющий ход исследования, с ориентацией на достижение результатов и конкретных показателей. Исходя из поставленных целей, выбираются необходимые методики проектирования. Этот план включает:

  • определение объектов анализа. Ими могут быть любые критерии, которые можно количественно оценить.
  • Привлечение нескольких маленьких групп сотрудников для проведения тех или иных видов исследований; 
  • документирование процессов, связанных с проверкой;
  • сбор и оценка показателей деятельности компании для сравнения с конкурентной организацией.

Второй этап — «Поиск». Здесь, чтобы быть еще более высокоэффективным, необходимо действовать именно в следующем порядке:

  • Определение критериев отбора;
  • Выбор лидеров рынка;
  • Открытый сбор данных.

Третий этап — «Наблюдение». Тут подробно изучается выбранная компания. Например, должны быть использованы все возможные способоы поиска и отбора информации, например, такие как опрос сотрудников данной компании через конфиденциальных покупателей, изучается так же информация, собранная из внешних источников (официальные сайты, упоминания в СМИ, пресс-релизы и т.д.).

Четвертый этап — «Анализ». Здесь требуется определить те принципы, средства и методы, благодаря которым конкуренты смогли добиться такого результата, и которые помогут собственной компании достичь успеха.

Данная операция состоит из пяти этапов:

  • Оценка собранной информации;
  • Анализ критериев и показателей;
  • Определение ошибок и рисков после расчета показателей;
  • Определение причин, которые привели к недостаткам и ошибкам.

Информация, которая была получена  на данном этапе, представляют значительную ценность при сравнении показателей с организациями-эталонами.

Пятый этап  — «Адаптация». Этот этап должен состоять из четырех стадий:

  • описание эталонного процесса и составление на его основе плана мероприятий по улучшению;
  • постановка целей улучшения;
  • разработка определенного плана по совершенствованию деятельности;
  • следование плану;
  • составление итоговой стратегии развития.

Разработка плана повышения эффективности организации является выбором конкретных решений, которые разработаны на основе исследования. Мероприятия также должны охватывать всех сотрудников и процессы, которые они требует.

Процесс реализации должен быть направлен на поиск и сбор актуальной и достоверной информации, которая позволяет оценить и разработать способы и новые возможности для развития собственной деятельности на основе данных конкурента.