Определение

ИКТ — комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.

Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания.  А после информационно коммуникационные технологии прошли ещё 4 этапа становления такие как:

  • Этап, на котором происходит появление механических технологий: телефоны, радио, пишущие машинки и тд. В конце XIX века;
  • Первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами;
  • Появление первого персонального компьютера;
  • Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий.

Для современного этапа, который пронизывает и нашу жизнь, характерно сильное влияние на все процессы общества.  Не стали исключением и наука, культура, политика, экономика и образование.

Характеристики информационно-коммуникативных технологий

Давайте рассмотрим, что же характерно для информационно-коммуникативных технологий:

  • Внедрение во все сферы жизни человека;
  • Изменения процессов приобретения информации;
  • Оцифровка любого вида информации, такого как текст, аудио, видео;
  • Легко изменяются при необходимости;
  • Позволяют создавать новые типы коммуникаций.

Средства ИКТ

Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:

  • ЭВМ;
  • Персональные компьютеры;
  • Интернет сети;
  • Различные носители информации;
  • Локальные сети;
  • Искусственный интеллект;
  • Машинная графика;
  • Различные средства связи.

Виды ИКТ в сфере образования

  1. Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
  2. Специальные, помогающие передать и найти информацию;
  3. Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.

Оборудование

Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:

  • Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
  • Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
  • Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
  • Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
  • И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.

Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования

В наши дни происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Такая информатизация необходима, связи с изменениями в современном обществе, для улучшения качества обучения.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Можно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:

  1. Улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;
  2. Икт способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
  3. При помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;
  4. Произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;
  5. Сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;
  6. Необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;
  7. Сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;
  8. Повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.

Классификация ИКТ

Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:

По решаемым образовательным задачам:

  • Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
  • Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
  • Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
  • Комплексные средства, такие как дистанционное образование

Относительно функций педагогического процесса:

  1. Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
  2. Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
  3. Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.

По типу информации:

  1. Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
  2. Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
  3. Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
  4. Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
  5. Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..

По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:

  1. Урочные;
  2. Внеурочные.

От формата взаимодействия с учеником:

  1. Offline связь;
  2. Online связь.

Аспекты использования

В педагогическом процессе выделяют несколько аспектов ИКТ:

Содержательный. Означает, что информационно-коммуникативные технологии могут быть применены:

  1. Для того чтобы занятие, в определённой области, было более наглядным. Для этого используют, например: плакаты, таблицы, презентации;
  2. При формировании персональных мини-тестов;
  3. При создании домашних заданий, различных тренажёров, и тд.

Мотивационный. Это когда ИКТ используют для пробуждения интереса и мотивации, формируя их таким образом:

  1. Создавая учёт индивидуальных возможностей и потребностей в рамках процесса обучения;
  2. Расширяется выбор методов, форм, содержания и типа организации процесса обучения;
  3. Создаётся больше возможностей для раскрытия потенциала учеников;
  4. Создание условий для расширения навыков учащимися использования ИКТ, которое необходимо для продуктивного взаимодействия в обществе.

Учебно-методический. Принцип состоит в том, что ИКТ используется педагогом для усиления наглядности и повышения интереса к информации, которую он хочет донести ученикам. Для этого могут быть использованы различные ИКТ, и на любом этапе образовательного процесса:

  1. На этапе подготовки к занятию. Планирование, создание наглядного материала, написание проекта;
  2. В самом учебном процессе и на этапе закрепления;
  3. В организации самостоятельной работы;
  4. Когда необходим дополнительный материал;
  5. Для контроля знаний, и проверки результатов:

Организационный. То есть информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы, как для:

  1. Индивидуального обучения;
  2. Или для группового формата уроков:

Контрольно-оценочный. Различные виды контроля знаний, такие как: входное тестирование (на определение уровня знаний), промежуточное, итоговое.

Преимущества ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в организации любых процессов, будь то процессы внутри компании, образовательные или политические.  С их помощью можно оказать воздействие на любую сферу нашей жизни. Давайте рассмотрим преимущества ИКТ:

  • Быстрая связь между объектами процессов по средствам ИКТ;
  • Возможность хранения огромных объемов информации;
  • Быстрая передача информации;
  • Возможность автоматического поиска информации;
  • Автоматизация обработки информации;
  • Создание новых форматов взаимодействия;
  • Аналитика и прогноз результатов;
  • Стимуляция развития.

Как мы видим современный процесс образования невозможен без ИКТ, который принёс в эту сферу множество преимуществ связанных с автоматизацией процессов, а та же с возможностью донести любую информацию в наглядной форме и многое другое.